Цели: закрепить навык умножения натуральных чисел «в столбик» и умение применять действия умножения при решении задач.
Оборудование: кодоскоп, пленки, плакаты для устных упражнений и опорный конспект; каждому ученику текст заданий № 434.
Ход урока
I. Устные упражнения.
1. Вычислите применяя свойства умножения (кодоскоп):
а) 4 × 33 × 25; б) 12 × 75; в) 48 × 12.
2. Как изменится произведение, если один из множителей увеличить в 3 раза, другой в 2 раза?
3. В каких случаях произведение двух чисел равно одному из них?
4. Восстановите цепочку вычислений (вывешивается плакат):
6. Среди чисел 1, 0, 5, 11, 9 найдите корни уравнений:
а) х + 19 =30; в) 30 + х = 32 – х;
б) 27 – х = 27 + х; г) 10 + х + 2 = 15 + х – 3.
7. № 446 (е, ж, з).
8. Повторение теоретического материала.
Вывешивается плакат:
1) а × b = b × a a × 0 = 0
2) (a × b) × c = a × (b + c) a × 1 = a
3) a(b + c) – ab + ac
Учитель показывает равенство, ученик называет, что оно обозначает, и формулирует.
II. Работа по теме урока.
1. № 416 (в) – устно, задачи № 408, 410, 417 предварительно разобрать, трое учеников решают у доски, а потом объясняют.
2. № 421 (устно). У каждого ученика лежит листочек с текстом задания № 434. Карандашом поставить номер произведения. На этом же листочке выполняются задания. № 447 (а), 447 (б) – по вариантам (листочки собираются и затем оцениваются).
3. Напомнить, как записываются числа при умножении «в столбик».
Трое учеников вызываются к доске. Найти произведение:
а) 243 × 37; б) 408 × 245; в) 302 × 507.
4. Решить задачу (на доске записано краткое условие). Туристы проехали на автобусе в 7 раз большее расстояние, чем прошли пешком за 3 часа. Какое расстояние проехали туристы на автобусе, если пешком за 1 час проходили 4 км.
III. Закрепление.
1. 416 (в), 408, 410, 417, 421 (у), 434, 422 (а, в).
(Подчеркнутые номера можно решить самостоятельно).
2. На повторение: устно № 446 (а, в).
IV. Итог урока.
Тест
1) Велосипедист едет со скоростью 18 км/ч. За три часа он проедет расстояние:
а) 42 км; б) 6 км; в) 48 км; г) 54 км.
2) Если произведение чисел, записанных в треугольниках, увеличить на 15, то получится число:
а) 87; б) 102; в) 63; г) 69.
3) Если сумму чисел, стоящих в квадратах, увеличить в 2 раза, то получится число:
а) 63; б) 84; в) 106; г) 72.
V. Домашнее задание: п. 11; № 455 (е, ж, з), 452, 462 (б), 458 (в).