Урок № 4. Глобус. Масштаб.

0
618
интернет

Цель: сформировать представление о форме и размерах Земли; создать у учащихся представление о масштабе и его видах. Научить детей пользоваться масштабом, переводить из численного в именованный и обратно.

Оборудование: карты различных масштабов, карточки для закрепления изученного.

Оборудование: глобусы, атлас,

Ход урока.

Орг.момент.

Проверка домашнего задания.

Вопросы:

2.Что называют сутками? Каковы географические последствия вращения Земли вокруг своей оси?

3.Что называю годом? Почему каждый четвертый год на Земле длиннее трех предыдущих?

4. Что такое географический полюс, экватор?

5.Какие дни называют днями равноденствия и солнцестояния?

– Почему радиусы Земли разные?

– На сколько экваториальный радиус больше полярного?

6 378км – 6 356км = 22км

Задание 1.

1)Первый вариант находится на северном полюсе, а второй на экваторе. Кто ближе к центру Земли?

2)Первый вариант находится на северном полюсе, а второй на южном. Кто ближе к центру Земли? (на северном, южный – Антарктида, лед. Самый высокий материк)

III. Изучение нового материала.

– Вспомните, какие были представления о форме Земли?

– Что доказало плавание Магеллана?

– Какова форма Земли? (шар)

– На партах у вас стоят глобусы. Что такое глобус? Почему именно на нем можно изучать Землю?

– Чем глобус отличается от Земли?

– Найдите на глобусе экватор. Где он проходит? Длина экватора – 40 000км.

– Проблемное задание. Начертить план школьного двора в натуральную величину.

– Почему не можете начертить план?

– Что нужно сделать, чтобы начертить план?

– Посмотрите на карты. (Учитель показывает карты разных масштабов) Что можете сказать о реках, озерах, морях, городах? (Они уменьшены. На одних картах сильнее, на других меньше).

– Но как выразить уменьшение?

Задание 1. Заполнить схему.

Виды масштабов

1. 2. 3.

– Масштаб – (нем. mab. – мера, stab – палка) – отношение длины отрезка на карте или плане к его действительной длине на местности.

Масштаб может быть выражен дробью, где числитель равен единице, а знаменатель – число, показывающее во сколько раз уменьшено изображение – это

1) Численный масштаб.

Например:

1 : 50 – 1см на карте соответствует 50см на местности;

1 : 100 – 1см на карте равен 100см на местности;

1 : 1000 – 1 см на карте равен 1000см на местности (1км)

Задание 2. Начертите в тетради квадрат со сторонами 100см в масштабе 1 : 50.

2) Именованный – показывает, какое расстояние на местности соответствует 1 см на карте.

Например: в 1 см – 1м.

– начертите квадрат со сторонами 3 м., масштаб – в 1 см1 м.

– А что делать если именованный масштаб не указан, а имеется только численный?

Перевести: 1 : 200, в 1 см2 м., 1 : 2000, в 1 см20 м; 1 : 200 000, в 1 см2 км.

3)Линейный – показан в виде вспомогательной мерной линейки, наносимый на картах для удобства измерения расстояний.

IV. Закрепление.

1. Перевести численный масштаб в именованный.

1 : 10 000; в 1 см30 км;

1 : 250 000; в 1 см – 3000км;

1: 5 000 000; в 1 см1 км.

2. Определить масштаб, если дорога длиной 500м изображена линией в 5 см?

V. Итог урока.

VI. Домашнее задание. § 7, вопросы 1-4

Географическая задача.

Поспорили бурильщик-нефтяник, аквалангист, полярник и пингвин – кто ближе к центру Земли?

Аквалангист говорит: «Я сяду в батискаф и спущусь в Марианскую впадину, ее глубина 11022м и окажусь ближе к центру Земли»

Полярник говорит: «Я приеду на северный полюс и буду ближе всего к центру Земли».

Бурильщик говорит: «Я пробурю скважину глубиной 14км и буду ближе к центру Земли2.

Пингвин ничего не говорит. Он просто живет в Антарктиде.

Известно, что высота Антарктиды 3км + высота ледового щита 3-4км.

Задание. Расположите героев задачи по мере возрастания расстояния до центра Земли.

Ответ: ближе всего полярник – 6356км, бурильщик – 6375 – 14км = 6361км;

Пингвин – 6356 + 3+ 4= 6363км; аквалангист – 6378 – 11 = 6367км.

– Какова же форма Земли?

Эллипсоид, так как она приплюснута на северном полюсе на 22км.

– Земля не точный эллипсоид, а более сложное тело, имеющее многочисленные отклонения в виде

Повышений и понижений, которые не похожи ни на одну математическую фигуру.

– Такую фигуру называют геоид – землеподобный