Цель: сформировать представление о реке, ее частях, частях речной системы и долины; научить измерять длину реки по географической карте, характеризовать реку по топографическим картам, определять левый и правый берег.
Оборудование: таблица «Речная долина», карта полушарий, карточки с изображением рек.
Ход урока.
I. Орг.момент.
II. Проверка домашнего задания.
Почему в океанах возникают течения?
Какие бывают течения по температуре воды? Какое они имеют направление?
Почему в морях и океанах бывают приливы? Их значение для человека?
Что такое цунами и почему они образуются?
III. Изучение нового материала.
Учитель. Отгадайте загадки.
Течет, течет – не вытечет;
Бежит, бежит – не выбежит.
Не конь, а бежит. Не лес, а шумит.
– Какова тема сегодняшнего урока? «Река и ее части».
Многие художники изображали на своих полотнах реки – А.М.Васнецов «Северный край», Н.М.Ремезов «Река – царевна», И.И.Левитан «Большая вода» и др. Не только художники, но и поэты, писатели посвятили много красивых строк рекам.
О, Волга… колыбель моя,
Любил ли кто тебя, как я?
(Некрасов).
Нева всю ночь рвалася к морю…
И спорить стало ей невмочь…
… Но силой ветра от залива
Перегражденная Нева
Обратно шла, гневна, бурлива,
И затопляла острова.
(А.С.Пушкин).
– Разные чувства вызывали реки у поэтов, писателей и художников, а мы попробуем сказать, что такое река? (Дети дают свои определения).
– Учитель на доске рисует схему речной системы.
Рек в России более 200 тысяч, больших и малых. Они плавно несут свои воды среди низменностей и возвышенностей, придавая местности живописный вид.
Задание 1. Работа по схеме.
– Откуда реки берут начало? (ледник, родник, озеро, болото).
– Куда впадают реки? (в реки, озера, море, океан).
– Какие бывают притоки? (левые и правые).
– Как определить у реки правый и левый берег? (по направлению течения).
Задание 2. Работа с картой России.
– Найдите на карте реку Волгу и притоки – Оку и Каму; какие это притоки? Какое направление имеет река? В какое море впадает?
– Найдите реку Енисей. Определите направление его течения, найдите притоки. Где берет начало эта река?
Устье
Дельта Эстуарий
Лена Енисей
Волга Темза
Миссисипи Св.Лаврентия
Дельта – форма устья с протоками, на которые делится главное русло. Дельты бывают разных типов, чаще треугольную или веерообразную форму.
Эстуарии – воронкообразное устье реки, расширяющееся в сторону моря. Образуется, когда приносимые рекой наносы уносятся приливно-отливными течениями, а прилегающая часть моря достаточно глубока, так что накопление наносов не происходит.
Задание 3. Работа срис.53 «Схема строения речной долины»
Река имеет русло, пойму, склон, террасы.
Задание 4. Работа с контурными картами и физической картой России.
1. Найти на карте крупные реки России.
2.Подписать на к. картах реки: Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур, Конго, Нил, Янцзы, Инд, Ганг, Дон, Днепр, Амазонка и Миссисипи.
Задание 5. Используя рис.58, определите речную систему и бассейн реки.
Водораздел – граница между бассейнами рек.
Река – естественный водный поток, текущий в выработанном углублении.
Бассейн реки – местность, с которой река собирает воду.
Речная система – река с ее притоками.
Домашнее задание. § 30, закончить работу с контурными картами, учить номенклатуру.