Урок № 27. Воды суши. Реки. Жизнь рек.

0
667
информатика

Цель: сформировать представление о реке, ее частях, частях речной системы и долины; научить измерять длину реки по географической карте, характеризовать реку по топографическим картам, определять левый и правый берег.

Оборудование: таблица «Речная долина», карта полушарий, карточки с изображением рек.

Ход урока.

I. Орг.момент.

II. Проверка домашнего задания.

Почему в океанах возникают течения?

Какие бывают течения по температуре воды? Какое они имеют направление?

Почему в морях и океанах бывают приливы? Их значение для человека?

Что такое цунами и почему они образуются?

III. Изучение нового материала.

Учитель. Отгадайте загадки.

Течет, течет – не вытечет;

Бежит, бежит – не выбежит.

Не конь, а бежит. Не лес, а шумит.

– Какова тема сегодняшнего урока? «Река и ее части».

Многие художники изображали на своих полотнах реки – А.М.Васнецов «Северный край», Н.М.Ремезов «Река – царевна», И.И.Левитан «Большая вода» и др. Не только художники, но и поэты, писатели посвятили много красивых строк рекам.

О, Волга… колыбель моя,

Любил ли кто тебя, как я?

(Некрасов).

Нева всю ночь рвалася к морю…

И спорить стало ей невмочь…

… Но силой ветра от залива

Перегражденная Нева

Обратно шла, гневна, бурлива,

И затопляла острова.

(А.С.Пушкин).

– Разные чувства вызывали реки у поэтов, писателей и художников, а мы попробуем сказать, что такое река? (Дети дают свои определения).

– Учитель на доске рисует схему речной системы.

Рек в России более 200 тысяч, больших и малых. Они плавно несут свои воды среди низменностей и возвышенностей, придавая местности живописный вид.

Задание 1. Работа по схеме.

– Откуда реки берут начало? (ледник, родник, озеро, болото).

– Куда впадают реки? (в реки, озера, море, океан).

– Какие бывают притоки? (левые и правые).

– Как определить у реки правый и левый берег? (по направлению течения).

Задание 2. Работа с картой России.

– Найдите на карте реку Волгу и притоки – Оку и Каму; какие это притоки? Какое направление имеет река? В какое море впадает?

– Найдите реку Енисей. Определите направление его течения, найдите притоки. Где берет начало эта река?

Устье

Дельта Эстуарий

Лена Енисей

Волга Темза

Миссисипи Св.Лаврентия

Дельта – форма устья с протоками, на которые делится главное русло. Дельты бывают разных типов, чаще треугольную или веерообразную форму.

Эстуарии – воронкообразное устье реки, расширяющееся в сторону моря. Образуется, когда приносимые рекой наносы уносятся приливно-отливными течениями, а прилегающая часть моря достаточно глубока, так что накопление наносов не происходит.

Задание 3. Работа срис.53 «Схема строения речной долины»

Река имеет русло, пойму, склон, террасы.

Задание 4. Работа с контурными картами и физической картой России.

1. Найти на карте крупные реки России.

2.Подписать на к. картах реки: Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур, Конго, Нил, Янцзы, Инд, Ганг, Дон, Днепр, Амазонка и Миссисипи.

Задание 5. Используя рис.58, определите речную систему и бассейн реки.

Водораздел – граница между бассейнами рек.

Река – естественный водный поток, текущий в выработанном углублении.

Бассейн реки – местность, с которой река собирает воду.

Речная система – река с ее притоками.

Домашнее задание. § 30, закончить работу с контурными картами, учить номенклатуру.