Урок № 19
Задачи. Провести краткую беседу о правилах поведения в гимнастическом зале, где установлены различные снаряды, и двигательном режиме школьника. Разучить комплекс утренней гимнастики № 2. Повторить упражнения с длинной скакалкой. Разучить расчет по три и перестроение в три шеренги. Разучить группировку присев, сидя и лежа. Знакомство с упражнениями в равновесии.
Подготовительная часть (7-8 мин.). По строение. Сообщение задач урока. Посадить детей на скамейку.
Беседа. О правилах поведения в гимнастическом зале.
Существуют определенные правила поведения в гимнастическом зале во время занятий. 1. Вход в зал разрешается только в присутствии преподавателя. 2. Учащиеся должны быть в спортивной форме установленного образца.
Обязательна разминка перед выполнением гимнастических упражнений.
Соблюдение дисциплины во время занятия. 5. Установка и переноска снарядов и инвентаря разрешаются только по указанию преподавателя. 6. При выполнении упражнений должны быть обеспечены соответствующая страховка, самостраховка и помощь. 7: Не покидать место занятий без разрешения преподавателя. 8. Не разрешается заниматься на снарядах без преподавателя.
Двигательный режим Школьника. Заниматься физической культурой 2 раза в неделю, только на уроках, недостаточно. Ваш день должен начинаться с утренней гимнастики. В школе на уроках чтения, математики, письма вы делаете физические упражнения — физкультминутки, на переменах играете. Дома, гуляя с друзьями, вы должны играть, бегать, прыгать, повторять упражнения, разученные на уроках. Зимой необходимо кататься на санках, лыжах, коньках. Во время приготовления домашних заданий также нужно выполнять физкультминутку. 2-3 раза в неделю полезно заниматься в физкультурном кружке или спортивной секции. По воскресным дням старайтесь вместе с родителями выезжать на загородные прогулки.
Основная часть (30 мин.). Ходьба: четыре шага на носках, четыре обычных, изменяя положение рук. На ходу разобрать мешочки.
Учить расчету по три и перестроению. Учитель подает команду «По три рассчитайсь!». По этой команде правофланговый, поворачивая голову налево, громко говорит: «Первый»; стоящий рядом с ним произносит: «Второй»; третий ученик: «Третий»; четвертый снова говорит: «Первый» — и т. д. Левофланговый называет номер без поворота головы. Перестроение в три шеренги делается по команде: «Первые номера — два шага, третьи номера — четыре шага вперед марш!». Дети часто забывают свои номера, поэтому перед тем, как перестаивать их в три шеренги, полезно дать распоряжение: «Вы должны запомнить свои номера и выходить вперед на то количество шагов, которое составляет ваш номер». Из трех шеренг в одну дети перестраиваются по команде: «На свои места шагом марш!». По этой команде дети поворачиваются переступанием кругом (через левое плечо) и возвращаются в одну шеренгу.
Комплекс утренней гимнастики № 2 (специальные упражнения на осанку (с мешочками). Предупредить учеников, что упражнения надо запомнить, умение их выполнять будет проверено. 1) И.п. — стойка руки вперед, мешочек на голове. Поднимаясь на носки и слегка прогибаясь, руки вниз и назад, вернуться в и.п., темп медленный. 2) И.п. — стойка ноги врозь, мешочек в выпрямленных руках за спиной. Наклоны туловища влево и вправо. 3) И.п. — стойка руки на пояс, мешочек на голове. Стать на правое колено, вернуться в и.п.; то же на левое колено. 4) И.п. — стоя на полу, мешочек держать двумя руками за углы перед собой, ноги выпрямлены. Согнув в колене правую ногу, перенести ее над мешочком и выпрямить; сгибая ногу, вернуться в и.п.; то же левой ногой. 5) И.п. — стойка ноги врозь, руки за спину, мешочек на голове. Повороты туловища влево и вправо. 6) И.п. — стоя, мешочек держать за углы перед собой. Поднять левую ногу вперед и коснуться ею мешочка; вернуться в и.п; то же правой ногой. 7) И.п. — основная стойка, мешочек на полу. Прыжки: ноги врозь, руки в стороны, ноги вместе, руки вниз. Ходьба на месте. Построение в колонну по одному.
Знакомство с упражнениями в равновесии. Скамейки ставятся в 1 м от линии волейбольной площадки (•боковой). Ходьба по линии и по гимнастическим скамейкам. На первой скамейке на расстоянии 2 м от начала делается отметка. Как только ученик дойдет до нее, к выполнению упражнения приступает следующий.
Упражнения. Сначала выполнять по линии вдоль скамейки (см. по скамейкам). Ходьбу выполнять с носка. По первой скамейке ходьба руки в стороны, соскок вперед. По второй — руки на пояс, соскок вправо от скамейки. По третьей, — хлопая в ладоши за спиной, над головой, соскок влево от скамейки. При повторном прохождении по первой скамейке — ходьба приставными шагами левым боком вперед, руки вперед, соскок влево. По второй — то же, но правым боком вперед, соскок вправо. По третьей — руки в стороны, высоко поднимая колени и делая на каждый шаг хлопок под ногой, соскок вперед с хлопком в ладоши перед собой.
Следить за тем, чтобы дети сохраняли правильную осанку, мягко приземлялись, сохраняя равновесие. (Освобожденные от занятий физической культурой по состоянию здоровья осуществляют страховку. Предварительно необходимо рассказать и показать как выполняется страховка.)
Разучить группировку сидя и лежа. Группировка (рис. 8) — это положение тела, максимально согнутого вперед во всех суставах, при этом слегка разведенные, на ширину ладони, колени и подбородок плотно прижаты к груди, правая рука согнута и удерживает правую голень за середину, локоть — у боковой поверхности бедра. Левая рука согнута и удерживает левую голень за середину, левый локоть — к боковой поверхности бедра.
Затем учитель показывает группировку в приседе, сидя и лежа, после чего спрашивает: «Какой лесной житель может принимать такое положение — свернуться в клубок?» Дети отвечают, что это ежик. «А какой спортивный предмет напоминает положение группировки?» Дети отвечают, что это мячик. Учитель предлагает всем изобразить ежика, при этом исправляет ошибки.
Продолжение обучения в игре «Со-вушка». В роли совы выступает учитель. По команде: «Ночь!» (когда сова вылетает на охоту) все ребята превращаются в ежиков. Того, кто неправильно выполнит группировку в приседе, сова забирает в гнездо. По команде «День!» дети бегают по залу. Когда сова вылетает на охоту после следующей команды «Ночь!», дети должны принять положение группировки сидя, а следующий раз — лежа.
Заключительная часть (2 мин.). Постро ение. ОРУ (см. урок 15). Подведение итогов урока. Задание на дом: повторить комплекс утренней гимнастики № 2.