Цель урока: 1) Сформировать понятие «географическое положение материка»; 2) Развивать умение работать с картой; 3) Воспитывать интерес к предмету.
Метод обучения: словесный
Форма организации: коллективная
Тип урока: комбинированный
Вид урока: проблемное обучение
Оборудование: 1. Физическая карта полушарий. 2. Физическая карта Евразии.
3. Портреты путешественников.
I.Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.
II.Проверка домашнего задания.
1. Образование материков (появились примерно 180-200 млн. лет назад – Лавразия и Гондвана; Пангея)
2. Географическое положение северных материков (между Арктикой и экватором, большое влияние Северного Ледовитого океана; Евразия имеет большую протяженность с запада на восток, южная часть – до южного субэкваториального пояса; Северная Америка смещена к северному полюсу, к югу сужается)
3. Рельеф (сложный, особенно в Евразии занимают равнины, в основном на севере материков; Северная Америка из одной платформы, Евразия – из нескольких; горы на окраинах; Кордильеры
4. Ледниковый покров (материковое оледенение отступило 10-15 тыс. лет назад; на севере фьорды; толщина ледника достигала 3000м толщины и до 40° с. ш.; мамонты, туры, шерстистые носороги вымерли)
5. Климат и природные зоны (на севере большое сходство, которое уменьшается к югу; растения секвойя, болотный кипарис, кактус, алоэ – не растут в Евразии, но зато есть тигры, джейраны, антилопы, яки)
III.Всесторонняя проверка знаний.
1. Мрамор относится к горным породам (метаморфическим)
2. Число областей высокого давления на Земле (4)
3. Как называется угол между направлением на север и предметом на местности? (азимут)
4. Географическая зональность заключается в (закономерном изменении всех природных компонентов и географической оболочки от экватора к полюсам)
5. Русский исследователь Океании (Н.Н. Миклухо-Маклай)
6. При движении от полюсов к экватору температура поверхностных вод Мирового океана (повышается)
7. Круговорот воды в природе полностью обновляет воду в океане за (3000лет)
8.К районам распространения гейзеров относится (о-в Исландия)
9. Один из основных вопросов современной географии (рациональное использование богатств природы)
10. Высота слоя воздуха в тропосфере максимальна (над экватором)
IV.Подготовка к объяснению новой темы. Написать на доске тему урока, объяснить цели урока. Проблемный вопрос: Какие особенности географического положения вы можете отметить? С чем это связано? Что знаете о материке интересного?
V.Объяснение новой темы.
1. Природные особенности Евразии (части света Европа и Азия; ¾ населения Земли – 4 млрд. человек; площадь с островами 53,3 млн. км² – 1/3 суши; Джомолунгма; Мертвое море на высоте
2. Географическое положение (граница между частями света; крайние точки – Челюскин, Пиай (между ними 8 тыс. км), мыс Рока и Дежнева (16 тыс. км); некоторые участки в западном полушарии; план характеристики материка на стр. 239)
3. История заселения и исследования материка (исследования древних греков, финикийцев, вавилонцев, египтян, минойцев; в I веке н. э. индийцы открыли острова Суматра и Ява, заселили Индонезию, позже малайцы – Мадагаскар; греки – Дунай, Каспий, Дон, Черное море)
4. Знаменитые путешественники, исследовавшие Евразию (Н. М. Пржевальский 15 лет в Центральной Азии, прошел 33 тыс. км, 4 экспедиции – Тибет, Гоби, верховья Хуанхэ и Янцзы, озеро Лобнор; описал дикую лошадь, дикого верблюда; собрал коллекцию минералов, растений; похоронен на Иссык-Куле; П. П. Семенов – две экспедиции в Тянь-Шань, открыл пик Хан-Тенгри; описал высотные пояса, установил, что снеговая линия выше, чем в Альпах, доказал, что Чу берет начало не из Иссык-Куля; его именем назван хребет, пик и ледник; Ш. Уалиханов в 1856 – 1859 гг. исследовал Семиречье, Исык-Куль, Кашгарию; Васка да Гама в
VI.Усвоение новой темы.
Работа с картой и учебником
VII.Домашнее задание. § 14, стр. 62- 63, повтор. стр. 10 – 11, 12-13, к. к – крайние точки, высшая и низшая точки
VIII.Итог урока. Комментирование оценок.
Вывод: Материк Евразия – самый крупный на Земле, благодаря этому на нем встречаются все климатические пояса и природные комплексы, характерные для северного полушария. Внутренние, труднодоступные районы Центральной Азии были изучены позже всех.