Урок 90 СКЛОНЕНИЕ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА ЖЕНСКОГО РОДА

0
679

Ц е л ь: обеспечить усвоение учащимися особенностей склонения прилагательных женского рода, обогащать речь учащихся прилагательными.

Х о д у р о к а

I. Орфографическая минутка.

Учащиеся записывают слова под диктовку в тетрадях:

Желтый, черный, багровый, коричневый, коралловый, фиолетовый, кумачовый.

II. Актуализация опорных знаний.

Н а д о с к е записаны фразеологизмы (их значение прикрыто листом бумаги).

Белая ворона – человек, резко выделяющийся из окружающей среды теми или иными качествами.

На блюдечке с золотой каемочкой – получить желаемое без особых усилий.

Учитель просит объяснить значения этих устойчивых выражений. Затем открывает часть, объясняющую значение фразеологизмов. Учащиеся читают в них прилагательные, рассказывают о прилагательном все, что известно.

– Как определили морфологические признаки?

III. Формирование новых знаний.

– Сегодня на уроке вы будете учиться склонять имена прилагательные женского рода.

1. В ы п о л н е н и е упражнения 1, с. 3 (учебник, ч. 2).

По заданию учителя учащиеся делят слова на две группы – с твердой и мягкой основой, затем сопоставляют окончания, накапливая знания для вывода.

д алее упражнение выполняется по заданию учебника.

Учащиеся приходят к выводу самостоятельно.

В ы в о д: у имен прилагательных женского рода с мягкой основой окончание -яя, с твердой основой – -ая.

2. У п р а ж н е н и е в склонении прилагательных.

Учащимся предлагается просклонять 2 прилагательных из упр. 1 (по выбору).

3. Р а б о т а с таблицей на с. 4.

Учитель организует анализ таблицы по плану:

1) Сравнение падежных вопросов.

2) Вывод, полученный в результате сравнения падежных вопросов и прилагательных.

3) Проверка вывода на с. 5.

4) Составление блок-схемы по правилу.

5) Подтверждение блок-схемы своими примерами.

4. В ы п о л н е н и е упражнения 2 на с. 4.

Учащиеся читают сведения о языке на с. 5, согласуют с ним или оппонируют ему, подтверждают примерами.

IV. Закрепление.

1. В ы п о л н е н и е упражнения 4 по заданию учебника, с комментированием.

2. О т р а б о т к а навыка склонения прилагательных и правописания их окончаний.

Н а д о с к е записаны словосочетания с пропущенными окончаниями. Учащиеся вставляют окончания в прилагательные и определяют падеж.

Удивительн.. красоту, свеж.. зеленью, в ненастн.. осень, могуч.. силой, радостн.. жизнью, в соседн.. рощу.

3. Расставьте падежи к данным вопросам:

… какая?

… какую?

… какой?

V. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

д омашнее задание: упражнение 4, с. 6.