Из всех планет Солнечной системы только Земля оказалась обиталищем жизни. Ее зарождению и развитию, а также появлению человека способствовали умеренный тепловой режим и наличие огромного количества жидкой воды, находящейся в активном круговороте и стимулирующей все природные процессы.
А. Е. Криволуцкий
Цели урока: расширить знания о строении литосферы и земной коры, выявить особенности строения платформ и подвижных областей земной коры, установить различия между ними; познакомить с картой строения земной коры и начать обучение приемам работы с ней.
Средства обучения: физическая карта мира и карта строения земной коры(атлас), образцы горах пород, иллюстративные таблицы.
Основные представления и понятия: материковая и океаническая земная кора, выступы материков и впадины океанов, плиты литосферы, платформы и складчатые горные области, глубоководные желоба, тематическая карта строения земной коры.
Номенклатура: название и положение на карте больших по площади равнин и гор, изученных в начальном курсе географии.
Межпредметные связи: изменение агрегатного состояния вещества; давление (физика).
План урока (методы, приемы, формы учебной деятельности)
1. Различия в геологическом строении планетарных форм рельефа
Актуализация опорных знаний. Каковы различия в строении материковой и океанической коры? Что такое литосферная плита? Покажите самые большие плиты на карте.
Задание. Из образцов горных пород сконструировать модель материковой и океанической коры.
2. Крупные формы рельефа суши и дна океана
Беседа. Актуализация знаний о крупных формах рельефа на материках и океаническом дне; анализ физической карты мира.
3. Устойчивые и подвижные области земной коры и соответствующие им формы рельефа
Объяснение учителя, работа с рисунком учебника и картой строения земной коры. Выделение существенных признаков платформ и складчатых подвижных областей земной коры; анализ рисунков учебника(стр. 35, 36, рис.28, 29) и карты строения земной коры атласа.
Актуализация знаний. Границы литосферных плит и процессы, происходящие на этих границах; внешние и внутренние рельефообразующие процессы.
4. Карта строения земной коры
Беседа. Характеристика карты по плану.
Практическая работа. Изучение легенды карты, чтение карты по заданию учителя, ответы на вопросы с целью формирования приемов чтения этой тематической карты.
Задание. Заполнить таблицу:
Участки земной коры |
Крупные формы рельефа суши |
|
|
Закрепление изученного
Как формы рельефа различаются по величине? Приведите примеры.
Дать определение понятию “платформа”, проверить его правильность по тексту учебника.
Каковы различия в строении земной коры и в рельефе платформами и подвижных областей?
Какие знания можно получить при анализе карты строения земной коры?
Домашнее задание (по выбору)
Творческие задания (по выбору)
Объявления и информация для учащихся
Комментарий к уроку
Работа учащихся на уроке (коллективная)
Работа учащихся на уроке (индивидуальная)
Материалы к следующему уроку