Урок 9 НОВАЯ ЭРА РУССКОЙ ПОЭЗИИ. ТВОРЧЕСТВО Г. Р. ДЕРЖАВИНА

0
494
английский

Урок 9 новая эра русской поэзии. творчество Г. Р. державина

Цели: познакомить с трудной, полной взлетов и падений судьбой Державина, с оценкой деятелями русской культуры заслуг поэта.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

В 1779 г. читатели журнала «Санкт-Петербургский вестник» прочли стихи неизвестного поэта, в том числе и такие строки:

Глагол времен! Металла звон!

Твой страшный глас меня смущает,

Зовет меня, зовет твой стон,

Зовет – и к гробу приближает.

Едва увидел я сей свет,

Уже зубами смерть скрежещет,

Как молнией, косою блещет

И дни мои, как злак, сечет…

Это была ода «На смерть князя Мещерского» Г. Р. Державина.

– Как вы считаете, чем могла она удивить, покорить современников? (Одописцу полагалось прятать свою личность от читателя, а в этих строках – яркое проявление личности поэта, рискнувшего рассуждать о скоротечности жизни и неминуемости смерти. Это направление в поэзии впоследствии назовут философской лирикой.)

– Каким же он был, поэт, заканчивающий XVIII в. и начинающий век XIX, получивший особую оценку своих именитых потомков?

II. Реализация домашнего задания.

1. Выступление учащегося, подготовившего подборку высказываний о Г. Р. Державине (с. 65).

2. Рассказ учителя.

Трудной, полной взлетов и падений была жизнь Гавриила Романовича Державина.

Вы уже прочитали о бедном детстве в семье захудалого казанского дворянина, рано умершего, о старательном учении в только что открывшейся гимназии, о внезапном вызове на военную службу в Петербург, о 10-летней солдатчине. Державин принимал участие в подавлении пугачевского восстания, но, рассердив главнокомандующего Петра Панина, свежеиспеченный офицер чуть не был повешен и вышел в отставку. «В сей-то академии нужд и терпения научился я и образовал себя», – писал позднее поэт.

Не более гладкой была и гражданская служба Державина, хотя завершил он ее в должности министра юстиции при Александре I (1803 г.), оставшись, по собственным словам, на всю жизнь «горяч и в правде черт». Его современник Д. Д. Благой так характеризует Державина как человека: «…неукротимая энергия и активность… пылкость и нетерпеливость, смелость и решительность, прямота, отсутствие необходимой для карьериста ловкости, умения подлаживаться и потворствовать слабостям и капризам высшего начальства и, наоборот, несокрушимое чувство собственного достоинства, личной чести».

Именно эти качества и были причиной того, что он не ужился ни при дворе Екатерины II, хотя после написания оды «Фелица» и был назначен одним из ее личных секретарей (при принятии прошений), ни при Павле, ни при Александре I.

По своим убеждениям Державин был верным слугой самодержавия, но самодержавия просвещенного, «разумного». Поэтому всевозможные нарушения законности, неправосудие, лихоимство, притеснение слабых и обиженных вызывали в нем негодование и стремление восстановить справедливость. Он не боялся высказывать свое мнение не только всевластным вельможам, но и царям. И это были не только письма, прошения, заметки служебного характера, но и его поэзия, о которой мы будем говорить ниже.

3. Сообщение учащегося о судьбе и личности Г. Р. Державина.

III. Изучение нового материала.

1. Чтение стихотворения «Снигирь».

2. Письменный анализ (самостоятельная работа).

– В чем пафос стихотворения? Какова его тема?

– Против каких пороков выступает автор?

– Каковы особенности лексики и синтаксиса этого стихотворения? (усеченные формы прилагательных, изменение порядка слов в предложении, использование вопросительных предложений, обращений и т. д.)

– Каков жанр стихотворения?

Жизнь рано или поздно кончается. Смерть всегда необратима и внезапна, поэтому так необходимо задумываться о смысле бытия, а может быть, ужаснуться его бессмысленности, говорит нам Державин. Но ведь это характерные черты другого поэтического жанра – элегии!

Элегия (от греч. elegos – жалоба) – стихотворение-размышление, стихотворение-раздумье о жизни и смерти, о бренности наших стремлений ввиду неизбежного конца, настроение грусти, печали при мысли о мимолетном счастье или при воспоминаниях о прошлом. (Запись в тетрадь.)

Так Державин, нарушая законы классицизма, совмещает несовместимое: оду и элегию.

Домашнее задание: прочитать стихотворение «Властителям и судиям», ответить на вопросы:

1) В чем пафос стихотворения? Против каких пороков выступает автор?

2) В чем видит свой долг автор стихотворения «властителям и судиям»?

9 класс, поурочные планы, литература