Цели: познакомить учащихся с детскими журналами, показать их многообразие; расширять кругозор учащихся, прививать интерес к чтению.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
– Вы принесли сегодня на урок детские журналы, которые вам нравятся, которые вы любите читать.
Посмотрите, как много разных названий.
А о чем же каждый из этих журналов?
Учащиеся кратко рассказывают о том журнале, который они принесли: чем он привлек их внимание, что можно встретить на страницах журнала и т. д.
– Все журналы, которые вы читаете, интересны и привлекательны по-своему. Но из всего множества детских периодических изданий мне бы сегодня хотелось обратить ваше внимание на два старейших журнала. Это «Мурзилка» и «Веселые картинки».
Первый номер журнала «Мурзилка» появился в мае 1924 года, почти 80 лет назад, и его читали даже ваши прабабушки и прадедушки.
Несмотря на свой солидный возраст, «Мурзилка» остается таким же веселым, неунывающим, задорным.
Журнал «Мурзилка» – журнал для учеников начальной школы, но его с удовольствием читают и взрослые, а ребусы и загадки, напечатанные на страницах журнала, можно разгадывать всей семьей.
– Что вам больше всего нравится в этом журнале?
– Какие рассказы, стихи, конкурсы из журнала вам особенно по-нравились?
– Познакомьте нас с ними.
«Мурзилка» – это и название журнала, и имя смешного желтенького существа в красном берете, изображение которого вы привыкли видеть на обложке и страницах журнала. Казалось бы, они должны были появиться одновременно. Однако сам персонаж – «веселый человечек» Мурзилка – появился только через 13 лет после выхода в свет первого номера журнала, в июле 1937 года.
Из его «биографии» известно, что он, Мурзилка – родной внук Деда
мороза и Снежной бабы, что поймал его и притащил в редакцию художник А. Каневский, что сразу с ним начались самые невероятные и удивительные приключения.
Вот некоторые из них:
Буря
Мы по морю плыли
На всех парусах.
Черные тучи
Сошлись в небесах.
Волны поднялись,
И ветер подул…
Буря случилась,
И я утонул.
Людоеды На маленький остров Приехали мы. На острове только Леса да холмы. В лесу изловил я Большого коня. Вдруг людоеды Схватили меня. – Что же случилось С тобой? Говори! – Съели, конечно, Меня дикари. |
Четыреста медведей – Четыреста медведей Бродили по лесам. Четыреста медведей, Я видел это сам! – Но это очень много. Наверное, ты врешь! Их столько не бывает. Сознайся: это ложь? – Нет, я не вру нисколько, Все это видел я. – Но где ты видел это? – Во сне, мои друзья… |
– Эти забавные стихи, Мурзилкины «привиралки», были напечатаны в журнале «Мурзилка» № 9, 1937 г.
– Каким вам показался в них Мурзилка?
– Дома попробуйте проиллюстрировать Мурзилкины «приключения».
Физкультминутка
– Младший брат журнала «Мурзилка» – детский юмористический журнал «Веселые картинки», он и рассчитан на ребятишек помладше, на дошколят. А появились на свет «Веселые картинки» в сентябре 1956 года. Уже с обложки журнала нас приветствуют веселые человечки, сказочные герои.
– Посмотрите на буквы, которыми написано название журнала.
– Чем они необычны?
– Какие сказочные герои образуют буквы?
– И в самом журнале вы встретите задания и от Незнайки, и Карандаша, и от Самоделкина, и от Буратино… Попробуем выполнить некоторые из них?
џ Каких двух деталей не хватает Самоделкину, чтобы собрать второго робота?
џ Найдите 7 отличий в этих рисунках.
Чей шарик улетел? Кто спрятан в чемодане?
Какие части большой картинки нарисованы справа?
Сколько здесь грустных клоунов, а сколько веселых?
Кто прячется в траве?
– Молодцы. Вы прекрасно справились со всеми заданиями.
III. Итог урока.
– Какое настроение создалось у вас от урока?
– Что больше всего понравилось, запомнилось?
– Что стало для вас открытием?
Домашнее задание: подготовьте и вы, ребята, к завтрашнему уроку интересные конкурсы и задания, предложенные на страницах журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки».