Цель урока. Сформировать у учащихся представления об опасности последствий смерча для безопасности жизнедеятельности человека. Обсудить рекомендации по действиям при угрозе и во время смерча.
Изучаемые вопросы
Смерч как опасное природное явление метеорологического происхождения.
Шкала разрушений, вызываемых смерчем.
Рекомендации по действиям при угрозе и во время смерча.
Изложение учебного материала
1. Дать определение понятию «смерч» и коротко раскрыть его. Показать строение смерча: вихрь (тромб), ядро, воронка.
Время образования вихря исчисляется обычно минутами. Общее время существования смерча исчисляется также минутами, но иногда и часами. Общая длина пути смерча может составлять сотни километров. Средняя ширина зоны разрушений составляет 300—500 м.
2. Для оценки разрушительной силы смерчей разработана специальная шкала, включающая шесть классов разрушений в зависимости от скорости ветра.
3. Обсудить с учащимися рекомендации населению специалистов МЧС России по действиям при угрозе и во время смерча. При этом необходимо отметить, что катастрофические смерчи наблюдаются крайне редко, поэтому прогноз их затруднен. Обычно ориентируются на то, что смерчи могут возникнуть в любом из тех районов, где они уже происходили раньше. Поэтому общие меры по снижению ущерба от смерчей принимаются такие же, как от ураганов и бурь.
В заключение урока подчеркнуть, что на территории России смерчи чаще всего возникают в центральных областях, Поволжье, на Урале, в Сибири, на побережьях в акваториях морей. Наиболее опасными районами по риску возникновения смерчей являются побережье Черного моря, Центральный экономический район, включая Московский регион.
Контрольные вопросы
Что представляет собой смерч как метеорологическое явление?
Какую опасность представляет смерч для жизнедеятельности человека?
Что представляет собой шкала для оценки разрушительной силы смерчей?
Домашнее задание
Изучите § 3.3 учебника.
Сформулируйте правила личной безопасности при смерче с учетом местных условий.