Цели: Познакомить с особенностями формирования хозяйства территории и отраслями специализации ТПК субъекта, как частью экономического района. Формировать умения выбирать главное, сравнивать, анализировать.
Оборудование: Учебник, география (субъект РФ, атласы своей местности, дополнительная литература).
Ход урока
Организационный момент
Изучение нового материала
К какому экономическому району относится наша республика (область, край, округ)? Назовите отрасли специализации нашего экономического района.
Учитель объясняет (читает лекцию) о структуре и особенностях размещения хозяйства местности, а учащиеся конспектируют материал в тетради и составляют схему «Территориально-производственный комплекс республики (края, области, округа)».
Учащиеся работают в группах с текстом учебника «География республики (области, края)» и картами атласа по плану:
План:
История развития комплекса в границах республики (области, края);
Ведущие отрасли комплекса;
Основные центры;
Современное состояние отрасли в регионе;
Проблемы комплекса;
Перспективы развития комплекса.
группа – Топливно-энергетический комплекс.
группа – Комплекс отраслей, перерабатывающих природные ресурсы в конст
рукционные материалы.
группа – Машиностроительный комплекс.
группа – Агропромышленный комплекс.
группа – Военно-промышленный комплекс.
группа – Инфраструктурный комплекс.
Учащиеся составляют схемы производственных связей отрасли. Указывают основное производство, центры, поставки сырья, и экспорт готовой продукции. На контурной карте ученики наносят основные центры отраслей специализации, важнейшие местные природные ресурсы.
Отчет групп заслушивается и оценивается по:
полноте отчета (устного ответа);
аккуратности и полноте схемы (ТПК) производственных связей отрасли;
аккуратности работы на контурной карте.