Урок 70. Морфологический разбор наречия

0
598
физика

Урок 70. Морфологический разбор наречия

Цели: обобщить изученное о наречии; ознакомить учени­ ков с порядком морфологического разбора наречий; закрепить умение отличать формы сравнительной степени наречий и при­ лагательных.

Методические приемы: подготовленный диктант, объяснения учителя, лингвистический разбор слов, словарная и орфоэпическая работа, тренировочные упражнения.

Ход урока

I . Лингвистическая разминка

Подготовленный диктант (по упражнению 215).

II . Проверка домашнего задания

, 1. Вопросы.

Какие наречия могут иметь степени сравнения?

Какие степени сравнения могут иметь наречия?

Как образуются степени сравнения наречий?

2. Упражнение 214: проверка по цепочке. Варианты заглавия текста: «Россия строилась», «Как возник посёлок».

III . Задания на закрепление материла «Степени сравнения
наречий»

Запишите предложения, подчеркните слова в сравнительной степени как члены предложения; определите их принадлежность к определенным частям речи.

Об одном прошу вас: стреляйте скорее. (А.С. Пушкин.)

Гарун бежал быстрее лани.

У) Лес делался выше, таинственнее, темнее.
4) Не пугай меня грозою:

Весел грохот вешних бурь! После бури над землею Светит радостней лазурь, После бури, молодея В блеске новой красоты, Ароматней и пышнее Распускаются цветы!

И.А. Бунин Комментарий. В первых двух и в четвертом предложении на­речия являются обстоятельствами {стреляйте как? скорее, бежал как? быстрее, светит как? радостней, распускаются как? аро­ матней и пышнее).

В третьем предложении перед нами прилагательные в срав­нительной степени, которые входят в состав сказуемого {делал­ся выше, таинственнее, темнее): Сильные ученики сами могут догадаться о роли наречий и прилагательных в третьем предло­ жении.

Найдем начальные формы подчеркнутых слов: скорее – скоро; быстрее быстро; выше — высокий, таинственнее таинствен­ ный, темнее – темный.

IV . Объяснение темы «Морфологический разбор наречия»

Дадим ученикам возможность самостоятельно разобраться в теоретическом материале учебника (§ 35, с. 100-101), после чего попросим выполнить на доске и в тетрадях морфологиче­ ский разбор наречий из только что записанных предложений (по вариантам).

V . Выполнение упражнений

Упражнение 216: выразительное чтение, фонетический и мор­фологический разбор (письменно и устно; на доске и в тетрадях).

VI . Словарная и орфоэпическая работа

Записать слова, помещенные в рамках на с. 99-101, в словарики, придумать с ними предложения; поставить ударения. Удобнее, шире, слаще, комбинат, эпидемия.

Домашнее задание

1- § 35.

Упражнение 217: творческая работа: сочинение-рассуждение на тему «Прозвища».

Упражнение 218: устно (подготовка к диктанту по памяти).