Урок 69 А. П. ПЛАТОНОВ. «В ПРЕКРАСНОМ И ЯРОСТНОМ МИРЕ». АВТОБИОГРАФИЧНОСТЬ РАССКАЗА

0
513

Урок 69 А. П. Платонов. «в прекрасном и яростном мире». Автобиографичность рассказа*

Цели: познакомить с автобиографическими фактами, отраженными в рассказе; раскрыть образную систему произведения, авторское отношение к изображаемому.

Методические приемы: рассказ учителя, словарная работа, выразительное чтение, беседа по вопросам.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Изучение нового произведения.

1. Слово учителя.

Рассказ писателя «В прекрасном и яростном мире» во многом автобиографичен: Платонов вырос в семье машиниста паровоза, сам работал на железной дороге, водил поезда, был инженером. Слова писателя о том, что он любит «паровозы, машину, ноющий гудок и потную работу», можно поставить эпиграфом к рассказу. В этой простой фразе – теплый, живой образ: и восхищение мощью механизмов; и уважение к человеку, придумавшему, сделавшему эти машины и управляющему ими; и ностальгический, беспокоящий душу звук гудка, и радость тяжелой и нужной работы.

2. Словарная работа.

Букса – чугунная или стальная металлическая коробка для подшипников оси колес локомотива или вагонной оси.

Инжектор – струйный насос для сжатия газов и паров, а также нагнетания жидкости в различные аппараты и резервуары; применяется для подачи под давлением воды в паровые котлы.

Петарда – сигнальный разрывной снаряд, укладываемый на рельсы перед опасным местом для немедленной остановки поезда во избежание крушения.

Реверс – механизм, предназначенный для изменения направления движения машины (или двигателя) на обратное.

Тендер – особой конструкции вагон, прикрепляемый непосредственно к паровозу; предназначен для запасов воды и топлива, а также смазочных, обтирочных материалов и инструментов.

3. Чтение учителем рассказа.

4. Беседа по вопросам.

– Какое впечатление произвел на вас рассказ?

– Как вы считаете, почему в рассказе так много непонятных большинству слов, терминов? Какую роль они играют? (Непонятные слова заинтересовывают читателя, делают героев людьми особыми, знающими что-то такое, что недоступно простому человеку. Такие слова придают значительность, весомость и таинственность героям, говорят о таланте мастера.)

– Известно, что труднее всего написать первую и последнюю фразы, так же как и начать и закончить любую работу. Как это сделал Платонов? Чем хороша первая фраза рассказа? (Платонов начинает рассказ так, что сразу вводит читателя в действие: «В Толубеевском депо лучшим паровозным машинистом считался Александр Васильевич Мальцев». В этой фразе обозначено место действия, главный герой; сказано, чем этот герой занимается в жизни, отмечено его особое мастерство («лучший»), уважительное к нему отношение людей (назван полностью – по имени, отчеству и фамилии). Кроме того, лаконизм, краткость и емкость первой фразы напоминают стиль Чехова-рассказчика.)

Домашнее задание: озаглавить каждую из пяти частей рассказа