Цель урока: сформировать знания о потребностях организма, о влиянии физиологических и социальных потребностей на поведение человека; раскрыть роль И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского в развитии учения о высшей нервной деятельности; обобщить знания об условных и безусловных рефлексах; раскрыть роль торможения условных рефлексов в приспособлении организмов к конкретным условиям существования.
Оборудование: портреты И.М. Сеченова, И.П. Павлова, таблица «Головной мозг», схемы дуг условных и безусловных рефлексов.
Ход урока
Организационный момент
Изучение новой темы
Учитель объявляет тему урока и формулирует цели и задачи урока (не называя фамилии ученых).
Активизация познавательной деятельности.
Людей постоянно волновала и волнует загадочная жизнь мозга, продуктом которого является мысль. Почему мы обладаем сознанием? Как воспринимаем мир? Как мыслим? От чего зависит речь? Что такое память, каковы ее основы? Эти и сотни других вопросов требовали научного ответа. Эти вопросы во многом блестяще были разрешены отечественной наукой. Общепризнанно, что науку о мозге создали русские ученые. Кто они, основатели современной науки о мозге?
Попробуйте знать, о каком русском ученом идет речь, используя предложенные подсказки.
Первый, кто непостижимо смело для своего времени провозгласил естественно научный подход к изучению психической функции.
Отец русской физиологии впервые начал экспериментально изучать важнейшие функции организма. Внес заметный вклад в изучение физиологии центральной нервной системы.
Развивая свои научные теории, показал, что в основе всех функций мозга человека и животных лежат рефлексы. Распространил понятие рефлекса на все виды деятельности организма.
Ему принадлежат слова: «Все бесконечное разнообразие проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению – мышечному движению. Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге – везде окончательным фактом является мышечное движение».
В 1863 г. вышло из печати его произведение «Рефлексы головного мозга», которое произвело революцию в физиологии.
Говорил, что в защиту своей книги он возьмет в суд (он был предан суду как противник догматов религии) лягушку и проделает перед судьями все свои опыты.
Представления этого ученого сыграли огромную роль в формировании направления исследований гениального русского ученого И.П. Павлова.
Имя этого ученого Иван Михайлович Сеченов. (Демонстрация портрета ученого.)
И.П. Павлов – великий русский физиолог (Беседа с уточнениями и дополнениями учителя).
Продолжатель идей И.М. Сеченова Иван Петрович Павлов также внес неоценимый вклад в важнейшие разделы физиологии.
Благодаря каким исследованиями И.П. Павлов получил мировую известность?
(Благодаря исследованиям процесса пищеварения.)
Какие методы исследования деятельности пищеварительного тракта были разработаны И.П. Павловым?
(Фистульный метод. В совершенстве владея хирургическим методом, он проделывал на собаках такие операции, которые без нарушения целостной деятельности пищеварительного тракта и всего организма животного позволяли собирать выделяющиеся наружу пищеварительные соки, исследовать их химический состав, определять их количество в связи с количеством и качеством пищи.)
Работы И.П. Павлова, удостоенные Нобелевской премии, коренным образом изменили взгляд на функцию пищеварительного тракта.
Исследования процесса пищеварения послужили толчком к развитию совершенно нового раздела физиологии — учения о высших мозговых функциях. Павлову удалось заметить, что желудочный сок и слюна у собак выделяются не только в том случае, когда пища непосредственно действует на слизистую оболочку, рта и желудка, но и (продолжите предложение) (когда голодная собака видит пищу или слышит звон посуды, из которой обычно кормят). У собаки текут слюнки подобно тому, как это бывает у человека при виде вкусной пиши.
Это случайно подмеченное явление было названо «психическим слюноотделением».
Многие современники Павлова не увидели здесь ничего особенного: звон посуды напомнил собаке о еде. Память же – явление психическое. Изучать это явление физиологическими методами считалось невозможным. Однако пытливый ум Павлова восстал против такой точки зрения. Он задался целью выяснить, что представляет собой «психическое слюноотделение».
Задание. Попытайтесь разгадать ход мысли И.П. Павлова при объяснении причины «психического слюноотделения» (работа в малых группах).
Вариант ответа. В случае «психического слюноотделения» пища не прикасается к слизистой оболочке ротовой полости, но собака видит и чувствует еду, слышит звуки, за которыми следует кормление. Следовательно, в этом случае пища действует своими признаками (видом, запахом, звуком и т. д.) не на слизистую оболочку ротовой полости, а на органы зрения, обоняния, слуха, от которых возбуждение идет в мозг, а от него направляется к слюнным железам, вызывая их работу. Значит, и в данном случае ответ организма на внешнее раздражение совершается при участии центральной нервной системы, т.е. возникает рефлекс, но рефлекс особый, позволяющий приспособиться к будущему, пока еще не наступившему событию. Ведь пищи во рту пока еще нет, а ответ организма уже есть — выделение слюны в ротовой полсти.
Учитель. Тщательное изучение этих рефлексов показало, что они не являются врожденными, а приобретаются в процессе жизни при определенных условиях. Поэтому они были названы условными рефлексами. И.П. Павлов предположил, что если «психическое слюноотделение» осуществляется по принципу условного рефлекса и этот рефлекс может быть получен на любой раздражитель, то открывается возможность выяснить и понять механизмы психических процессов, изучить способность мозга предвидеть события на основе прошлого опыта
И.П. Павлов разработал метод условных рефлексов, который позволил доказать отражательную способность мозга и установить его аналитическую и синтетическую деятельность.
С помощью метода условных рефлексов стало возможно судить о процессах, происходящих в головном мозге, выяснять закономерности его деятельности, выявлять участки, находящиеся в состоянии торможения, и т. д.
Однако успешное развитие науки не может базироваться только на одном, даже самом удачном методе. Это понимал И.П. Павлов. Поэтому метод условных рефлексов он дополнял другими методами, существовавшими в физиологии до него: хирургическим удалением участков мозга, фармакологическим воздействием, вызывающим возбуждение или угнетение нервной деятельности, прямым раздражением участков мозга.
В наше время метод условных рефлексов успешно дополняется различными элек- трофизиологическими методами, математическими приемами и электронной техникой.
В связи с развитием различных методов исследования механизмов деятельности мозга стали более надежными способы изучения психики человека, его поведения в природной обстановке и в условиях социальной среды. На базе условно-рефлек- торной методики был создан ряд приемов экспериментального исследования психической деятельности человека.
Вывод; случайно замеченное явление навело И.П. Павлова на мысль о возможности изучать психические явления физиологическими методами.
л Физиология высшей нервной деятельности – наука, изучающая закономерности и механизмы работы мозга, благодаря которым осуществляется взаимодействие организма с внешней и внутренней средой.
А Психология — наука, изучающая внутренний мир человека, возникший в результате отражения внешнего мира. А если в дословном переводе – наука о психике (от гр. «psyche» – душа).
А Психика (от гр. «психикос» – относящийся к душе, душевным свойствам) – совокупность психических процессов и состояний, возникающих при работе мозга, таких, как ощущения, восприятие, представления, эмоции, память, мышление. Эти состояния представляют собой весь набор субъективных переживаний, образующих RHvrne.HHMM мип чеппиекя.
потребность — основной источник активности человека и животных; внутреннее состояние нужды, выражающее их зависимость от конкретных условий существования;
потребность – есть нужда организма, личности в средствах, необходимых для существования, физического и духовного развития;
в процессе индивидуальной жизни каждый человек проходит различные стадии в развитии его физиологических, социальных, материальных и культурных потребностей, которые являются мощными побудительными стимулами его деятельности;
поведение – совокупность двигательных актов организма, возникающих в ходе взаимодействия с внешней средой и направленных на удовлетворение имеющихся у организма потребностей;
поведение имеет адаптивное значение, направленное на сохранение вида.
Как вы понимаете утверждение: Поведение человека представляет собой тесный сплав психических и физиологических процессов?
Из каких реакций складывается поведение человека?
Поведение складывается из наследственно закрепленных рефлекторных реакций, и широкого набора реакций, привычек, навыков, приобретенных в ходе жизни с помощью обучения. То есть в основе – рефлекторная деятельность.
Вспомним характеристику безусловных и условных рефлексов (Учащиеся называют характеристику рефлексов).
Безусловные рефлексы.
Врожденные реакции организма, сформировались и закрепились в процессе эволюции и передаются по наследству.
Видовые, т.е. обнаруживаются у всех особей данного вида.
Не требуют специальных условий для своего возникновения, они обязательно возникают, если на рецепторы подействуют адекватные раздражители.
Относительно постоянны, стойки, неизменны и сохраняются в течение всей жизни.
Могут осуществляться на уровне спинного мозга и мозгового ствола.
Могут осуществляться на уровне спинного мозга и мозгового ствола.
Могут обеспечить полностью существование организма только на самом раннем этапе жизни в относительно постоянных условиях существования
Условные рефлексы.
Возникают, закрепляются, исчезают в течение жизни.
Могут быть у одних особей данного вида выработаны, а у других отсутствовать, они индивидуальны.
Требуют для своего образования специальных условий.
Изменчивы и подвижны.
Могут образовываться на любые воспринимаемые организмом сигналы и являются преимущественно функцией коры больших полушарий.
Обеспечивают приспособление организма к постоянно меняющимся условиям среды. В процессе жизни одни условные рефлексы, утрачивая свое значение, угасают, другие вырабатываются.
Приведите примеры условных и безусловных рефлексов.
Вывод. Все формы психической деятельности человека обусловлены огромным множеством самых разнообразных биологических и социальных потребностей, которые возникают в процессе взаимодействия организма с окружающей средой.