Урок 64 ВИКТОР ПЕТРОВИЧ АСТАФЬЕВ. «СТРИЖОНОК СКРИП»

0
458

Цели: продолжать знакомить с произведениями В. П. Астафьева о природе; расширять кругозор учащихся, развивать наблюдательность, любознательность, открывать перед детьми «тайны» природы.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Дети выразительно читают или пересказывают один из рассказов Е. И. Чарушина, который им больше всего понравился.

Примечание. Если для выразительного чтения несколько учащихся подготовили один и тот же рассказ, то целесообразнее, чтобы дети прочитали его по частям. Если ученики захотели пересказать рассказ, то следует требовать от них подробного пересказа, близкого к тексту, передающего поведение, характер того героя, о котором идёт речь. В том случае, если учащиеся по своему желанию выполнили рисунки к прочитанным ими рассказам Е. И. Чарушина, организуется выставка «портретов», которую можно назвать: «Тюпа, Томка и другие…».

Физкультминутка

III. Изучение нового материала.

– Завершает раздел «Природа и мы» рассказ Виктора Петровича Астафьева «Стрижонок Скрип».

Виктор Петрович Астафьев стал писать после войны, а о том, что побудило его это сделать, он сам вспоминал так: «После войны занимался в литературном кружке одной уральской газеты. Там я прослушал однажды рассказ кружковца, который взбесил меня надуманностью и фальшью. Тогда я написал рассказ о своём фронтовом друге». Большинство произведений В. Астафьева о войне и… о природе. Его произведения отличает искренность и правдивость. С повестями, романами В. Астафьева вы познакомитесь позже, а его рассказы о природе «Капалуха», «Пищуженец» вам уже известны. А сегодня нас ждёт встреча с маленьким, но очень любознательным стрижонком, по имени Скрип.

Учитель читает 1-ю и 2-ю главы рассказа В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип».

– Какими вы представили себе стрижат?

– Какова мама-стрижиха?

– Что вы узнали о жизни стрижей из этих глав рассказа?

IV. Итог урока.

– Какие новые знания принёс вам наш урок?

– Что бы вы хотели ещё узнать?

Домашнее задание: перечитать 1-ю и 2-ю главы рассказа, прочитать 3-ю главу.