Урок 60 ТРАГИЧЕСКОЕ ЗВУЧАНИЕ «РЕКВИЕМА» А. АХМАТОВОЙ

0
993

Урок 60
Трагическое звучание «Реквиема» А. Ахматовой

Цели: познакомить с особенностями жанра и композиции поэмы «Реквием»; расширить представление о поэме как жанре литературы; определить роль художественных средств в поэме; развивать навыки анализа поэтического текста.

Ход урока

Я вижу все,

Я все запоминаю.

А. Ахматова

I. Проверка домашнего задания.

1. Чтение наизусть и анализ стихов Ахматовой из предложенного списка (см. предыдущее домашнее задание).

2. Обобщение по вопросам:

– С помощью каких поэтических средств воссоздается внутренний мир героини стихов Ахматовой? (вопрос 2, с. 184.)

– Как проявляются в стихах Ахматовой традиции русской поэтической классики? (Вопрос 6, с. 184.)

– Чем привлекла и что открыла вам поэзия Ахматовой?

II. Поэмы А. Ахматовой.

1. Повторение теории литературы.

– В чем особенности поэмы как жанра литературы?

– Каков лирический герой поэмы?

– Чем отличается эмоциональный настрой поэмы от произведений других поэтических жанров?

2. Индивидуальное сообщение учащихся.

«Поэма без героя» Ахматовой (на основе прочитанного текста и материала учебника под ред. Журавлева, с. 182–184).

III. Эпоха и человек в поэме Ахматовой «Реквием».

1. Слово учителя.

Ахматову не миновали прокатывающиеся по стране волны сталинских репрессий: в 1935 году был арестован ее единственный сын Лев Николаевич Гумилев. Вскоре освобожденный, он еще дважды подвергался аресту, тюремному заключению и ссылке.

Переживаемую ею трагедию Ахматова разделяла со всем народом. И это – не метафора: много часов провела она в страшной очереди, что вытягивалась вдоль мрачных стен старой петербургской тюрьмы «Кресты». И когда одна из тех, кто стоял там рядом с нею, едва слышно спросила: «А это вы можете описать?», Ахматова ответила: «Могу». Так рождались стихотворения, вместе составившие «Реквием» – поэму, которая стала данью скорбной памяти о всех невинно загубленных в годы сталинского произвола.

Завершенная в предвоенном 1940 году, поэма была опубликована много лет спустя после смерти ее автора, в 1987 году, и прочитывается оно как заключительное обвинение по делу о страшных злодеяниях кровавой эпохи. Но предъявляет эти обвинения не поэт, а время, и не возмездия взыскивает Ахматова – она апеллирует к истории, в которой закрепляется память человечества.

Спустя два десятилетия после завершения поэмы, в 1961 году, ей был предпослан эпиграф, в котором позиция Ахматовой в жизни и в поэзии получила итоговую – поразительную по суровой строгости и выразительному лаконизму – характеристику:

Нет, и не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл, –

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью был.

– В эпиграфе слова «чуждый» и «мой народ» повторяются. В чем смысл усиливаемого таким повтором противопоставления?

– В поэме черты обобщенного человеческого портрета становятся чертами облика эпохи. Подтвердите это, обратившись к эпилогу.

2. Работа с текстом. Чтение и анализ произведения.

Примерные вопросы при анализе

1. Реквием – заупокойная католическая месса, оплакивание погибших. Почему Ахматова дала своему произведению такое название? В чем его смысл?

2. Какие моменты истории легли в основу произведения? Как в поэме семейная беда (в 30-е годы были арестованы и осуждены муж Ахматовой, профессор Всероссийской Академии художеств Н. Пунин и ее сын Л. Гумилев) перерастает в народную драму?

3. На какие части делится «Реквием», как его композиция отражает смысловую многомерность и глубину текста?

4. Каков смысл эпиграфа (1961) и предисловия (1957) к поэме, написанной в 1935–1940 годах?

5. Как поэтесса объясняет выбор темы?

6. Почему «надежда все поет вдали» среди «осатанелых лет»?

7. Какие картины возникают, когда вы читаете строки:

Звезды смерти стояли над нами,

И безвинная корчилась Русь

Под кровавыми сапогами

И под шинами черных Марусь.

8. Как борются в поэме желание смерти и воля к жизни? В каких контрастных образах запечатлен этот поединок?

9. Как Ахматова проводит границу между прежней жизнью и безумием, охватившим страну?

10. Почему образом распятия заканчивается поэма?

11. В чем смысл эпилога?

12. Почему Ахматова просит поставить ей памятник «…здесь, где стояла я триста часов // И где для меня не открыли засов»?

13. Какой представляется вам лирическая героиня «Реквиема»?

14. Какими приемами достигает Ахматова общечеловеческого звучания своей темы?

3. Самостоятельная работа.

а) Класс разбить на группы в соответствии с количеством частей в поэме.

б) Исследование. Какие средства художественной выразительности помогают раскрыть идею «Реквиема»?

в) Слушание и обсуждение получившихся работ.

IV. Итог урока и обобщение.

– Какие впечатления остались после прочтения поэмы Ахматовой?

– Какова роль средств художественной выразительности в данном произведении?

Учитель. Памятником страшной эпохе стал «Реквием», посвященный самым «проклятым датам» массовых убийств, когда вся страна превратилась в единую очередь в тюрьму, когда каждая личная трагедия сливалась с национальной.

Ахматова не жертва, а страдающий участник и строгий судья истории.

Голос Ахматовой стал голосом всего русского народа, голосом его совести, его веры, его правды. Всей своей жизненной и творческой судьбой поэтесса оправдала произнесенные еще в 1922 году слова:

Я – голос ваш, жар вашего дыханья,

Я – отраженье вашего лица.

Напрасных крыл напрасны трепетанья, –

Ведь все равно я с вами до конца.

(«Многим».)

Домашнее задание (может быть выполнено в группе).

Придумать и оформить обложку книги с поэмой Ахматовой «Реквием». Подготовиться к защите своего проекта обложки.

11 класс, поурочные планы, русская литература