ЗАНЯТИЕ 5. Тема: Законы дорожного движения. Движение через железнодорожные пути. Движение по автомагистралям. Буксировка транспорта

0
866
программирование

Цель занятия: Познакомить учащихся с разделами Правил дорожного движения «Движение через железнодорожные пути», «Движение по автомагистралям», «Буксировка механических транспортных средств».

Содержание занятия

1. Рассказ учителя и его беседа с учениками

Движение через железнодорожные пути.

Водители транспортных средств могут пересекать железнодорожные пути только по железнодорожным переездам, уступая дорогу поезду (локомотиву, дрезине).

Железнодорожный переезд – это специально оборудованные места, где имеются настилы, позволяющие транспортному средству пересекать рельсовый путь. Не считается железнодорожным переездом пересечение дороги и рельсового пути на разных уровнях. Железнодорожный переезд – наиболее опасное пересечение на пути водителя. По тяжести последствий столкновения на переездах не идут ни в какое сравнение с ДТП на перекрестках. Как правило, они заканчиваются смертельным исходом.

Железнодорожные переезды, как и пешеходные переходы, могут быть регулируемыми и нерегулируемыми.

Регулируемыми считаются переезды, движение через которые управляют светофоры, шлагбаумы или дежурные по переезду (регулировщики).

На нерегулируемых переездах нет ни светофоров, ни шлагбаумов, ни регулирующих движение дежурных. На таких переездах водитель сам определяет, возможно ли безопасное пересечение железнодорожных путей.

При подъезде к железнодорожному переезду водитель обязан руководствоваться требованиями дорожных знаков, светофоров, разметки, положением шлагбаума и указаниями дежурного по переезду и убедиться в отсутствии приближающегося поезда (локомотива, дрезины).

Для информирования о приближении к железнодорожному переезду используют предупреждающие знаки.

С их помощью водители заранее получают информацию о виде железнодорожного переезда (знаки 1.1 «Железнодорожный переезд со шлагбаумом» и 1.2 «Железнодорожный переезд без шлагбаума»); о количестве путей, которые предстоит пересечь на данном переезде (знаки 1.3.1 «Однопутная железная дорога» и 1.3.2 «Многопутная железная дорога»); о расстоянии до переезда (знаки 1.4.1-1.4.6 «Приближение к железнодорожному переезду»).

Запрещается выезжать на железнодорожный переезд:

– при закрытом или начинающим закрываться шлагбауме (независимо от сигнала светофора);

– при запрещающем сигнале светофора (независимо от положения и наличия шлагбаума);

– при запрещающем сигнале дежурного по переезду (дежурный обращен к водителю грудью или спиной с поднятым над головой жезлом, красным фонарем или флажком либо с вытянутыми в сторону руками);

– если за переездом образовался затор, который вынудит водителя остановиться на переезде;

– если к переезду в пределах видимости приближается поезд (локомотив, дрезина).

Таким образом, движение через железнодорожный переезд регулируется с помощью светофора, шлагбаума или дежурного по переезду. Выезжать на переезд при закрытом шлагбауме запрещено, даже если светофор или дежурный по переезду движение не запрещают.

Если шлагбаум открыт, а на светофоре уже мигают красные сигналы, то двигаться через переезд также запрещено.

При неисправных или неработающих светофоре и шлагбауме движение через железнодорожный переезд может запретить дежурный по переезду. Запрещающие движение сигналы дежурного по переезду аналогичны сигналам регулировщика на перекрестке – рука, поднятая вверх, запрещает движение.

При образовании затора за железнодорожным переездом выезжать на него категорически запрещено. Необходимо остановиться перед железнодорожным переездом и, только дождавшись, когда дорога за ним освободится, модно начать движение.

Скорость движения поезда через железнодорожный переезд нередко превышает 100 км/ч, при этом тормозной путь поезда превышает 1 км, то есть машинист абсолютно лишен возможности предотвратить столкновение на переезде. Это обстоятельство водитель должен помнить всегда и никогда не выезжать на переезд, если поезд находится в пределах видимости.

При пересечении многопутной железной дороги водитель после прохода поезда не должен начинать движение, пока не убедится в отсутствии поезда, приближающегося со встречного направления.

Кроме того, запрещается:

– объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед переездом транспортные средства;

– самовольно открывать шлагбаум;

– провозить через переезд в нетранспортном положении сельскохозяйственные, дорожные, строительные и другие машины и механизмы;

– без разрешения начальника дистанции пути железной дороги движение тихоходных машин, скорость которых менее 8 км/ч, а также тракторных саней-волокуш.

Сельскохозяйственные, дорожные, строительные машины должны находиться в транспортном (поднятом) положении, чтобы не повредить настил или оборудование переезда.

Если движение через переезд запрещено, водитель должен оценить обстановку и выбрать место для остановки.

В случаях, когда движение через переезд запрещено, водитель должен остановиться у стоп-линии, знака 2.5 «Движение без остановки запрещено» или светофора, а если их нет – не ближе 5 метров от шлагбаума, а при отсутствии шлагбаума – не ближе 10 метров до ближайшего рельса. Остановка на железнодорожном переезде запрещена.

При вынужденной остановке на переезде водитель должен немедленно высадить людей и принять меры для освобождения переезда.

Одновременно водитель должен:

– при имеющейся возможности послать двух человек вдоль путей в обе стороны от переезда на 1000 метров (если одного, то в сторону худшей видимости пути), объяснив им правила подачи сигнала остановки машинисту приближающегося поезда (сигналом остановки служит круговое движение руки);

– оставаться возле транспортного средства и подавать сигналы общей тревоги (серия из одного длинного и трех коротких сигналов);

– при появлении поезда бежать ему навстречу, подавая сигнал остановки.

Движение по автомагистралям.

Автомагистраль – дорога, предназначенная для движения транспортных средств с большой скоростью.

Отличительные признаки автомагистрали: наличие знака особых предписаний 5.1 «Автомагистраль» с зеленым фоном, широкая разделительная полоса между встречными потоками транспортных средств, пересечения с другими дорогами, как правило, на разных уровнях. Транспортные развязки типа «кленовый лист» позволяют сделать разворот для движения в обратном направлении путем выполнения четырех правых поворотов, не мешая основному движению.

Если пересечения находятся на одном уровне, то в местах въезда на автомагистраль и выезда с неё обязательно наличие полос разгона и торможения, позволяющих сохранить высокую скорость движения.

На автомагистралях запрещается:

– движение пешеходов, домашних животных, велосипедов, мопедов, тракторов и самоходных машин, иных транспортных средств, скорость которых по технической характеристике или их состояния менее 40 км/ч;

– движение грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т далее второй полосы;

– остановка вне специальных площадок для стоянки, обозначенных знаками 6.4 или 7.11;

– разворот и въезд в технологические разрывы разделительной полосы;

– движение задним ходом;

– учебная езда.

Минимальная допустимая скорость на автомагистралях – 40 км/ч. Если транспортные средства не могут развить такую скорость, они должны уйти на другую дорогу, которая обычно проходит параллельно автомагистрали.

Ограничение движения грузовиков с разрешенной максимальной массой более 3,5 т далее второй полосы связано с тем, что их разрешенная максимальная скорость движения по автомагистрали не должна превышать 90 км/ч, в то время, как скоростной предел для легковых автомобилей и грузовых с разрешенной максимальной массой менее 3,5 т, составляет 110 км/ч. Кроме того, большие габариты тяжёлых грузовых автомобилей значительно ухудшают обзор водителям других транспортных средств и затрудняет движение с высокой скоростью.

Поскольку на автомагистралях скоростной режим движения высок, остановка на них как на проезжей части, так и на обочине, запрещена. Остановиться можно только на специальных площадках, которые находятся за пределами дороги.

При вынужденной остановке на проезжей части водитель должен обозначить транспортное средство в соответствии с требованиями раздела 7 Правил и принять меры для того, чтобы вывести его на предназначенную для этого полосу (правее линии, обозначающей край проезжей части).

Таким образом, при вынужденной остановке на автомагистрали водитель обязан немедленно включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, а затем найти возможность вывести автомобиль за пределы проезжей части. Но даже при ремонте автомобиля, находящегося за пределами проезжей части, аварийная сигнализация на нём должна быть включена, а сзади выставлен знак аварийной остановки.

Въезжать в технологические разрывы разделительной полосы с целью разворота запрещено всем транспортным средствам. Допускается въезжать в технологические разрывы транспортным средствам, оборудованным проблесковым маячком жёлтого цвета.

Движение задним ходом, а также учебная езда (когда за рулем сидит обучаемый) на автомагистралях запрещены, так как это создает условия для возникновения опасных ситуаций.

Не следует забывать, что требования данного раздела распространяются также на дороги, обозначенные знаком 5.3 «Дорога для автомобилей».

Буксировка механических транспортных средств.

Буксировку применяют для доставки к месту ремонта или стоянки неисправных механических транспортных средств. Поэтому основные положения данного раздела не распространяются на случаи движения с прицепом.

Способы буксировки механических транспортных средств.

Существуют три разновидности буксировки неисправных механических транспортных средств.

Буксировка на гибкой сцепке, когда в качестве связующего звена применяют гибкий элемент (трос, канат, цепь) длиной от 4 до 6м.

Через каждый метр на гибком элементе должны быть расположены сигнальные щитки или флажки с красными и белыми диагональными чередующимися полосами с обеих сторон. Это позволяет заметить связующее звено пешеходам и другим водителям.

На гибкой сцепке разрешено буксировать не более одного транспортного средства, причем с исправными тормозами и рулевым управлением.

В гололедицу буксировка на гибкой сцепке запрещена.

Вторая разновидность буксировки – буксировка на жёсткой сцепке. В качестве связующего звена используют жесткий элемент (трубу с проушинами или треугольник, сваренный из труб) длиной не более 4 метров.

Если у буксируемого транспортного средства неисправны тормоза, то в этом случае для обеспечения достаточной эффективности торможения его фактическая масса не должна превышать половины фактической массы тягача. Рулевое управление в этом случае должно быть исправно.

На жесткой сцепке допускается буксировать не более одного транспортного средства.

При буксировке с частичной погрузкой в кузов или на специальную платформу допускается погрузка не более одного транспортного средства с неисправными тормозами и рулевым управлением.

Этот способ буксировки часто используют и для транспортировки новых автомобилей с предприятий-изготовителей, поскольку он дает значительную экономию топлива и других затрат. При любом виде буксировки и на любых дорогах скорость не должна превышать 50 км/ч.

При любой буксировке в любое время суток (даже в ясную солнечную погоду) должны быть включены предупредительные сигналы: на буксирующем транспортном средстве – ближний свет фар или противотуманные фары, на буксируемом – аварийная световая сигнализация.

Буксировка на жесткой или гибкой сцепке должна осуществляться только при наличии водителя за рулем буксируемого транспортного средства, кроме случаев, когда конструкция жесткой сцепки обеспечивает при прямолинейном движении следование буксируемого транспортного средства по траектории буксирующего.

При буксировке на жесткой или гибкой сцепке допускается перевозка пассажиров в салоне буксируемого легкового автомобиля.

При буксировке на жесткой или гибкой сцепке запрещается перевозка людей в буксируемом автобусе, троллейбусе и в кузове буксируемого грузового автомобиля, а при буксировке путем частичной погрузки – нахождение людей в кабине или кузове буксируемого транспортного средства, а также в кузове буксирующего.

Буксировка запрещается:

– транспортных средств, у которых не действует рулевое управление (допускается буксировка методом частичной погрузки);

– двух и более транспортных средств;

– транспортных средств с недействующей тормозной системой, если их фактическая масса более половины фактической массы буксирующего транспортного средства. При меньшей фактической массе буксировка таких транспортных средств допускается только на жесткой сцепке или методом частичной погрузки;

– мотоциклами без бокового прицепа, а также таких мотоциклов;

– в гололедицу на гибкой сцепке.

2. Вопросы для закрепления знаний.

1. В каких случаях запрещается выезжать на железнодорожный переезд?

2. Где должен водитель остановить транспортное средство в случаях, когда движение через переезд запрещено?

3. Что запрещается на автомагистралях?

4. Что должен сделать водитель при вынужденной остановке на автомагистрали?

5. Расскажите, какие вы знаете способы буксировки неисправных транспортных средств.

6. Какова должна быть дл