Цель занятия: Познакомить учащихся с дорожной разметкой, её разновидностях и назначении. Новые слова: Дорожная разметка.
Содержание занятия
1. Рассказ учителя и его беседа с учениками Учитель просит учащихся вспомнить, какие линии дорожной разметки они знают.
Далее учитель знакомит учащихся с дорожной разметкой, рассказывает об основных ее линиях и их значении для пешеходов. Человек, который не знает, что значат линии на автомагистрали или городской улице, оказывается в затруднительном положении, а иногда подвергает свою жизнь опасности.
Линии разметки являются постоянными средствами регулирования движения.
Белые, иногда желтые линии, стрелки, слова и буквы на проезжей части улиц и дорог – линии дорожной разметки, которые помогают, правильно ориентироваться в движении и тем самым обеспечивают безопасность водителей и пешеходов.
Разметку на проезжей части улиц и дорог, на перекрестках и площадях наносят краской, обеспечивающей хорошую видимость и длительную сохранность разметки. Разметка указывает места перехода улицы (дороги)пешеходами, расположения транспортных средств в рядах на проезжей части, определяет места ожидания трамваев, троллейбусов и автобусов, направляет потоки транспортных средств, указывает места остановки их при запрещении сигналами светофора и регулировщика и т. д.
Разметка может быть горизонтальной и вертикальной.
Горизонтальная разметка (линии, стрелы, надписи и другие обозначения проезжей части) -это разметка участков улиц и дорог, где запрещается выезд транспортных средств на проезжую часть, предназначенную для движения в противоположном направлении. Горизонтальная разметка может быть постоянной и временной. Постоянная разметка имеет белый цвет, желтый, а временная – оранжевый цвет.
К горизонтальной разметке относятся ослепительно белые линии, которые проводятся вдоль улицы прямо по ее середине, они видны даже в сумерках. Эти линии, разделяющие встречные потоки транспортных средств, делят проезжую часть дороги на правую и левую. Они могут быть сплошными и прерывистыми.
Сплошные или прерывистые линии, идущие вдоль улицы (дороги), делят проезжую часть на полосы для движения. Эти линии помогают формировать транспортные потоки. Узкую сплошную белую линию чаще всего можно видеть на середине дороги. Она разделяет транспортные потоки противоположных направлений и обозначает границы полос движения в опасных местах. Пересекать такую линию или заезжать на неё водителям запрещено. Пешеход тоже должен знать об этом. Если пешеход не успел перейти проезжую часть, он может остановиться на такой линии (которая находится на середине дороги) и пропустить приближающийся транспорт. Если дорога очень широкая (имеет четыре и более полос для движения транспорта), то на её середине может быть нанесена двойная сплошная белая линия разметки. Заезжать на эту линию и пересекать её ни в коем случае нельзя. Она для водителя то же самое, что и прочная высокая стена.
Прерывистые белые линии разметки водитель может пересекать. Поэтому пешеходу при переходе проезжей части останавливаться на таких линиях запрещено, так как водитель может сбить его.
Часто на широких дорогах с помощью специальной разметки выделяют «островки безопасности». Пешеходы, не успевшие закончить переход проезжей части при зеленом сигнале светофора, должны остановиться в этом месте и пропустить движущийся транспорт.
Водителям заезжать на разметку, обозначающую «островок безопасности», категорически запрещено.
Линию обозначения края проезжей части наносят на дорогах с интенсивным движением со стороны обочины.
К этому же виду разметки относят линии посадочных площадок, линии пешеходных переходов, стоп-линий, линии запрещения остановки транспортных средств и др. Посадочные площадки ограничиваются сплошными линиями, транспортные средства не имеют права на них наезжать даже тогда, когда там нет людей.
Линии пешеходных переходов служат для обозначения участка на проезжей части, по которому пешеходам разрешается переходить улицу или дорогу. Они наносятся на перекрестках или в других удобных для перехода местах. Переходы могут обозначаться сплошными линиями вдоль проезжей части по всей длине перехода. Их называют «зеброй».
Сплошная линия, нанесенная поперек мостовой, – это стоп-линия. Она указывает место остановки транспортного средства при запрещающем сигнале светофора (регулировщика) или при наличии знака «Движение без остановки запрещено». О приближении к стоп-линии, примененной в сочетании со знаком «Движение без остановки запрещено», водителя предупреждает надпись на проезжей части дороги – «Стоп».
Некоторые линии разметки наносят на проезжую часть желтой краской. Такие линии наносятся у самого края проезжей части. Если у края проезжей части нанесена сплошная линия желтого цвета, то останавливаться в этом месте транспортным средствам запрещено. Для обозначения остановок общественного транспорта у края проезжей части наносят ломанную линию желтого цвета. Она информирует и водителя общественного транспорта (автобуса, троллейбуса), и пешехода о наличии в этом месте остановки, где осуществляется посадка в автобус или троллейбус.
К вертикальной разметке относят линии, которые обозначают поверхности дорожных сооружений, опор мостов, ограждений и т. п.
Вертикальная разметка зрительно обозначает элементы дорожных сооружений, боковые поверхности ограждений дорог, бордюры и возвышающиеся островки безопасности.
2. Практическое задание Учитель просит учащихся изобразить на листе бумаги проезжую часть дороги или перекресток. Одним ученикам он дает задание нарисовать пешеходный переход, обозначенный дорожной разметкой «зебра», другим – островок безопасности, третьим – место остановки автобуса, обозначенное желтой ломанной линией разметки.. Учащиеся еще раз повторяют, как правильно переходить проезжую часть в том или ином случае; где ожидать автобус или троллейбус, стоя на остановочных площадках.
3. Игра
«Дорожное-недорожное».
На полу мелом наносят несколько линий. Учащиеся (5-6 человек) встают за последнюю линию. Перед ними стоит ведущий. Он поочередно бросает мяч одному из игроков и называет одно из слов – «дорожное» или «недорожное». Если звучит слово «недорожное» – ученик мяч не ловит. Если звучит слово «дорожное» – ученик должен поймать мяч и назвать какое-либо слово, относящееся к дороге. Например, проезжая часть, тротуар, обочина, «зебра», дорожная разметка и т.д. Игрок, выполнивший правильно упражнение, переходит на одну черту вперед. Выигрывает тот, кто первым пересечет последнюю черту.
4. Вопросы для закрепления знаний
1. Какие виды дорожной разметки вы знаете?
2. Для чего нужны линии разметки?
3. Где на улицах наносится «островок безопасности» и для чего он служит?
4. С какой целью наносятся желтые ломанные линии у края проезжей части дороги? Что они обозначают?
4. Где наиболее безопасно находиться пешеходам, которые не успели перейти проезжую часть?