Цель занятия: Познакомить учащихся с разделами Правил дорожного движения «Проезд перекрестков», «Движение в жилых зонах», а также с правилами движения в неблагоприятных условиях и ночью.
Содержание занятия
1. Рассказ учителя и его беседа с учениками Многим кажется, что для безопасной езды достаточно знать Правила дорожного движения и быть на «ты» с органами управления транспортными средствами. Поверьте, все совсем не так. Это лишь первая ступень вашего образования, которую освоить может каждый.
Важно другое – правильно настроить себя на то, где ты сейчас, а не на то, где ты будешь или хочешь быть.
Отправляясь в путь, повторите ряд заповедей:
1. Сев за руль, психологически настройтесь на предстоящий маршрут, освободитесь от внутренней спешки, не давите на педаль газа. Расслабьтесь и внутренне соберитесь. Проверьте еще раз тормоза, звуковой сигнал, рулевое управление.
2. Никогда не впадайте в гордыню и не считайте себя умнее других. Если, по вашему мнению, на дороге нет ни одного транспортного средства, даже если вы едете в пустыне или по бездорожью, все равно подавайте предупредительные сигналы.
3. Верьте знакам и дорожной разметке, даже если, на ваш взгляд, они совершенно излишни.
4. Не совершайте на дороге резких и тем более необдуманных перемещений.
5. Устали – отдохните, 15 минут отдыха обеспечат безопасность.
6. Исходите из того, что не все участники дорожного движения будут неукоснительно выполнять требования Правил движения.
7. Не создавайте помех другим транспортным средствам, двигаясь со слишком малой скоростью, а также не пытайтесь ехать со слишком большой скоростью.
Будьте бдительны, предупредительны и взаимовежливы. Будьте готовы принять в расчет чужие ошибки и снисходительно относитесь к ним.
Проезд перекрестков.
При приближении к перекрестку каждый водитель должен решить, какой перед ним перекресток: регулируемый или нерегулируемый.
Регулируемый перекресток – перекресток, на котором движение координируется светофором или регулировщиком.
При проезде таких перекрестков следует придерживаться следующих правил:
1. При равном праве на движение трамвай имеет пре имущество перед нерельсовыми транспортными средствами.
2. Независимо от сигналов светофора все водители обязаны уступать дорогу транспортным средствам, подающим специальные сигналы («скорая медицинская помощь», пожарные и другие автомобили, оборудованные проблесковыми маячками синего или красного света), а также любым транспортным средствам, сопровождаемым машинами ГИБДД.
3. Независимо от сигнала светофора уступите дорогу транспортным средствам, уезжающим с перекрестка.
4. При включенной зеленой стрелке в дополнительной секции светофора пропустите транспортные средства, движущиеся с других направлений.
Напомним шесть случаев запрещения движения при разрешающем зеленом сигнале светофора:
– жесты регулировщика противоречат сигналу светофора,
– на перекрестке установлен временный запрещающий знак «Въезд запрещен»,
– на перекрестке образовался затор, по пересекаемой дороге движется спецтранспорт,
– организованная транспортная колонна, при необходимости пропустить пешеходов, не покинувших перекресток,
– пропустить прогулочные шествия или демонстрации.
Нерегулируемый перекресток может быть с неравнозначными и с равнозначными дорогами. Перекресток неравнозначных дорог определяется либо знаками приоритета, либо по покрытию. Если перед перекрестком стоит знак «Уступите дорогу» или «Движение без остановки запрещено», то вы находитесь на второстепенной дороге и должны уступать дорогу транспортным средствам, которые находятся на главной дороге.
Точно также вы должны поступать, когда выезжаете на перекресток с грунтовой дороги на дорогу с покрытием. При этом тип покрытия не имеет значения (щебенка, гравий, асфальт, бревна и т.д.). Равнозначными дорогами являются дороги, имеющие покрытие или не имеющие его, а также дороги, на пересечении которых установлены знаки «Пересечение равнозначных дорог».
На таких дорогах действует правило «помехи справа»: водитель, имеющий помеху справа, уступает, за исключением водителя трамвая, который независимо от направления движения на таком перекрестке обладает преимуществом.
Несколько слов о движении в «жилых зонах».
На территории, обозначенной знаками «жилая зона» и «конец жилой зоны», движение транспортных средств носит, как правило, эпизодический, локальный характер, а движение пешеходов имеет преобладающее значение. Поэтому водители должны уступать дорогу пешеходам, движущимся по проезжей части. Нужно помнить, что в жилой зоне скорость движения транспортного средства не должна превышать 20 км/ч.
В жилой зоне запрещается:
– сквозное движение;
– учебная езда;
– стоянка с работающим двигателем;
– стоянка грузовых автомобилей с максимально разрешенной массой более 3,5 т вне выделенных и обозначенных знаками и разметкой мест.
При выезде из жилой зоны водитель должен уступить дорогу другим участникам дорожного движения.
Движение в неблагоприятных условиях и ночью.
1. На скользкой дороге и при движении по снегу эффективность сцепления колес с поверхностью снижается и вероятность оказаться в аварии значительно выше, чем в обычных условиях. Основные правила езды:
– езда должна быть плавной и равномерной;
– скорость движения выбирается с учетом возможности и меняется в случае неожиданной опасности;
– не нужно резко тормозить и поворачивать руль;
– при заносе руль поворачивать в сторону заноса;
– соблюдение интервала и дистанции.
2. В тумане, кроме ухудшения видимости, снижаются истинные расстояния между движущимися транспортными средствами. Так, расстояния кажутся большими, а скорости меньшими. В тумане желтый свет кажется красным, а зеленый – желтым.
В этих условиях можно посоветовать водителям не продолжать поездку, если видимость меньше 10 м. А при езде включите противотуманные фары, не двигайтесь с большой скоростью и держитесь ближе к проезжей части.
3. Ночная дорога опасна и полна неожиданностей. Уменьшение количества пешеходов и транспортных средств в ночное время предрасполагает к невнимательности. Но самое главное в ночных поездах – ограничена видимость, особенно за городом. Статистика показывает, что число аварийных ситуаций ночью в 10 раз превышает количество ДТП в светлое время суток.
Ночью рекомендуемая скорость движения должна быть такой, чтобы остановочный путь был меньше расстояния видимости – расстояния, освещаемого фарами. Если вы не сумели остановиться при торможении в пределах видимости, значит, двигаетесь очень быстро.
По статистике больше половины дорожных происшествий происходит в предрассветные и утренние часы. Поэтому в это время, если вы ехали ночью, рекомендуется отдохнуть.
При движении в заторе не нужно стремиться перестроиться на соседнюю полосу движения, вряд ли это ускорит ваше движение, но здесь возрастет риск столкновения, и не только с автомобилями. Не выезжайте на пешеходный переход, если будете вынуждены остановиться на нем. Выключите двигатель транспортного средства, т.к. повышенная концентрация выхлопных газов может вызвать головокружение, обморок и отравление.
Если вы оказались на дороге в тот момент, когда произошло дорожно-транспортное происшествие, не спешите уехать. Вы становитесь важным свидетелем, который может оказать следствию неоценимую помощь. Часто минуты решают, останется ли жив пострадавший, если ему оказать помощь; вызовите скорую помощь и сообщите о случившемся происшествии в ГИБДД.
2. Вопросы для закрепления знаний.
1. Какие перекрестки называются регулируемыми?
2. Сформулируйте правило «помехи справа».
3. Почему трамвай, находясь в равных условиях с безрельсовым транспортным средством, имеет преимущество в движении?
4. Какая дорога называется главной?
5. Как обозначается жилая зона?
6. какова максимальная скорость движения в жилой зоне?
7. Что запрещено в жилой зоне?