Цели: выяснить физическое содержание закона сохранения энергии для тепловых процессов; вывести уравнение теплового баланса. Побуждать учащихся к преодолению трудностей в процессе умственной деятельности, воспитать интерес к физике.
Демонстрации: смешивание холодной и горячей воды в термосе.
Ход урока
I . Организационный момент
II . Анализ итогов контрольной работы
Начало урока можно посвятить краткому анализу итогов контрольной работы. Часто ошибки и неточности в контрольной связаны с неправильным переводом величин в систему СИ; непониманием, почему в расчетах количество теплоты получается со знаком «-» и так далее
Если по той или иной задаче в контрольной работе было много неверных решений, есть смысл привести подробное решение у доски. Это могут сделать те ученики, которые сумели справиться с задачей.
III . Изучение нового материала
План изложения нового материала:
1. Закон сохранения энергии в тепловых процессах.
2. Уравнение теплового баланса,
3. Калориметр.
1. Приступая к изложению нового материала, можно заметить, что среди законов физики есть такие, которые очень широко применяются в описании поведения тех или иных систем. Закон сохранения энергии в тепловых процессах принадлежит к таким законам.
Ранее уже было получено выражение вида:
U = Q + A .
Чтобы понять смысл этого выражения, важно прежде всего определить рамки его применения. Данное соотношение справедливо для изолированных систем.
Система называется изолированной, если теплообмен и совершаемая работа происходят только между телами данной системы.
Для такой системы изменение внутренней энергии всегда равно нулю;
При этом суммарная работа в системе тоже равна нулю:
Равно нулю и суммарное количество отданного и полученного телами тепла:
Для любой изолированной системы при любых изменениях внутри нее внутренняя энергия остается неизменной.
То есть U = const , или С= 0.
Это – закон сохранения энергии в тепловых процессах. Он косвенно подтверждает невозможность остановки теплового движения.
2. Как можно применять этот закон?
Если привести в соприкосновение два тела разной температуры , то, во-первых, теплообмен будет протекать до тех пор, пока температуры тел не сравняются, и, во-вторых, первое тело будет передавать тепла Qma ровно столько, сколько второе тело получит.
Таким образом, из закона сохранения тепловой энергии получим: E = w + u
Это соотношение называют законом сохранения энергии.
IV . Закрепление изученного
С целью закрепления изученного материала можно коллективно обсудить решение нескольких качественных задач по теме, например:
– Докажите, что ветряные мельницы (двигатели) работают за счет энергии солнечных лучей.
– Стальной шарик равномерно падает в касторовом масле. Совершается ли при этом работа? Какие превращения энергии при этом происходят?
Изменяется ли потенциальная энергия медного шара, лежащего на горизонтально расположенной поверхности стола, если повысить его температуру?
Со дна водоема всплывает пузырек воздуха. Совершает ли воздух работу?
Домашнее задание
§ 12 учебника;
Упражнение 6-7