Уроки № 87-88. ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК-ЗАЧЕТ ПО ТЕМЕ «ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
Цель: проверка знаний, умений и навыков учащихся. Весь класс делится на три группы.
I . Проверка усвоения условий обособления второстепенных чле нов предложения.
На доске записаны предложения:
Писатель пользуется общепринятыми словами, но, мастер своего дела, он умеет поставить слово в ряду других, чтобы звучало неожиданно, веско, ново.
А. Грин создал мир счастья, полета, упоения, задумчивости и многого другого, всегда яркого и глубокого, всегда необыкновенно благородного, крылатого.
Поколение за поколением воспитывалось на сказках Андерсена, радуясь, негодуя, сочувствуя.
Книги Антуана де Сент-Экзюпери, поэта, мыслителя и пилота, написаны с безмерной любовью к жизни, с чувством великой ответственности перед людьми.
Взыскательный художник, Крылов кропотливо работал над каж дой строкой.
Н. В. Гоголь, вдохновенный мастер поэтического слова, создал произведения, покоряющие читателя правдивостью своих образов.
Представители 3 групп (по одному ученику), используя записанные на доске предложения, дают монологический связный ответ об условиях обособления второстепенных членов. Учащиеся других групп выступают оппонентами, дают рецензию и оценку их работы.
II . Графический диктант.
Выполняется всеми учащимися на листочках. Работа может быть проверена тут же ассистентами учителя.
Труд, лучшее лекарство от многих недугов, делает человека здоровым, сильным и красивым.
Слава, добытая в бою и заработанная в труде, не гаснет, не ржавеет, не забывается.
Народ, несмотря на трудную жизнь, стремился к красоте, выливал избыток творческих сил в плетение кружев, вышивки, в расцветку солонки, ковша или блюда.
В тёмной дали ничего не было, кроме сверкающих огней.
Шум моря, доносившийся снизу, говорил о покое.
Он быстро оглянулся вокруг и, робко моргая, вскочил с земли.
III . Проверка пунктуационного навыка.
I группа
Задание: вставить пропущенные знаки препинания, графически объяснить их.
Летчик А. Мересьев попал в «клещи». Его расстрелявшего все боеприпасы фактически безоружного обступили четыре немецких самолета и не давая ему ни вывернуться ни уклониться с курса повели на свой аэродром.
Четыре «мессершмитта» выйдя из боя обложили Алексея с боков зажали сверху и снизу диктуя ему путь пулевыми трассами отчётливо видными в голубом и прозрачном воздухе. Когда лес как зверь прыгнул на него Мересьев включил зажигание. Падая самолет задел верхушки сосен. Сломав несколько деревьев машина развалилась на части но мгновением прежде Алексея вырвало из сидения и подбро сило в воздух и упав на широкоплечую вековую ветвь ели он соскользнул по ветвям в глубокий сугроб наметённый ветром у подножья.
По Б. Полевому
II группа
Задание то же (см. первую группу).
24 января в 4 часа 30 минут пополудни у Комендантской дачи расположенной на Чёрной речке остановились почти одновременно двое саней. Данзас секундант Пушкина и д’ Арширак секундант Дантеса отправились отыскивать удобное место найденное в метрах полутораста от дачи.
Крупный и густой кустарник окружавший здесь площадку мог скрывать от глаз оставленных на дороге извозчиков что здесь происходило. Избрав это место секунданты утоптали снег ногами на пространстве нужном для поединка и позвали противников.
Данзас махнувший шляпой подал сигнал и противники стали сходиться. Ill группа
Глубокий овраг с родниковым ручьём закрыт от солнца тенистыми вязами. Вдоль оврага к реке бежит крутая и широкая размытая трактором тропка. Овраг с разбегу выскакивает на песчаный берег скрипучие вязы резко останавливаются подавшись назад но ручья удержать не могут – хрустальной струёй он вливается в реку собирая на песчаной отмели шаловливых рыбешек безобидно маленьких и ни на что не гожих.
А река быстрая светлая с песчаным насквозь видным дном и тёплой водой бежит неровно извилисто огибая главную достопримечательность деревни – старый
гай.
Судя по деревьям (ветеранам) посадили гай сто лет назад
По И. Шевцову
IV . Проверка умения видеть роль обособленных членов предложения в художественных текстах.
Учащиеся читают тексты, подобранные дома, указывая на роль обо собленных второстепенных членов в речи. (Работа может быть выполнена индивидуально или представителями групп.)
V . Тест «Пунктуация в простом предложении».
Задание: найдите соответствия (буквы цифре), расставьте знаки препинания.
I вариант
/. Во всех этих людях несмотря на их внешнее различие Самгин почувствовал нечто единое.
Отец чёрный от пыли с налитыми кровью глазами приехал только к вечеру.
На маленьком озере оно называлась Лариным прудом всегда плавало много ряски.
Русские литераторы за исключением всеведавшего Пушкина не обратили внимания на фольклор.
Привлечённые светом бабочки прилетели и кружились около фонаря.
Тебе мой товарищ я отдаю стиха своего угловатую нежность
(А. Сурков).
7. Будем работать засучив рукава.
А – предложение с обособленным определением, стоящим после оп ределяемого существительного.
Б – предложение осложнено вводной конструкцией. В – предложение с обособленным обстоятельством. Г – предложение с обособленным дополнением. Д – предложение с обращением.
Е – простое неосложненное предложение.
Ж- предложение с обособленным определением, имеющим дополнительное причинное значение.
В результате учащиеся должны выдать следующую запись: IB ; 2 A ; ЗБ; 4Г; 5Ж; 6Д; 7Е.
II вариант
/. В книгах В. К. Арсеньева помимо ярких художественных зарисовок имеется и большой ценный материал о жизни в Уссурийском крае.
Солнце спрятавшись за узкое сизое облако золотит края его.
Бедный гость с оборванной полою и до крови оцарапанный скоро отыскал безопасный угол (А. С. Пушкин).
Я видел вас холмы и нивы (А. С. Пушкин).
Утомленный дневным переходом Семенов заснул скоро (В. Короленко).
Он протянул мне руку я не могла не дать ему своей и вышел медленными шагами.
Мальчишка бежал сломя голову.
Буквенные обозначения те же, что и в I варианте. В результате полу чается: 1 Г; 2В; ЗА; 4Д; 5Ж; 6Б; 7Е.
VI . Творческая работа.
Составьте несколько предложений к одному из фотоэтюдов («Апрель», «Лесной ручей», «Закат над морем»).
VII . В заключение представители трех групп отвечают на вопрос: Что общего между обособленными членами и чем они разли чаются?
VIII . Задание на дом:
подготовиться к контрольному диктанту.