Уроки 84-85. Практикум «Дефис между частями слова в наречиях»
Цели: закрепить навыки употребления дефиса в разных частях :*речи; учить отличать наречия с дефисом от сходных по звучанию , сочетаний предлогов с именными частями речи; показать роль на речий с дефисом в текстах разных стилей.
Методические приемы: лингвистический разбор, словарный «диктант с взаимопроверкой, упражнения по стилистике, работа ‘ в группах, тренировочные упражнения.
Ход уроков
I . Словарный диктант с взаимопроверкой
По-зимнему холодно, настроен по-деловому, в десятых числах декабря, сделал волей-неволей, где-то забыл, обратился по деловому I вопросу; мало-помалу поправляюсь; в-десятых, прибери комнату; П о-цюльски жарко, читаю по-английски, куда-либо отправишься, 1давнь1м-давно знаешь, видимо-невидимо грибов, живешь бок о бок %со школой, повторил точь-в-точь; по-моему, ты по-заячьи труслив; ‘;откуда-нибудь приедешь, расположены справа налево, говоришь по-французски, по летнему времени, крепко-накрепко запомни.
II. Проверка домашнего задания
Рассказать об употреблении дефиса в наречиях.
Упражнение 256: выполнить таблицу «Дефис между частями , слова» на доске.
III . Употребление наречий с дефисом в текстах разных
стилей
Работа в группах: представители пяти групп по очереди читают тексты разных стилей, остальные ученики на слух определяют при надлежность текста к определенному стилю, записывают наречия в две колонки: с дефисом и без дефиса.
Задание: записать тексты под диктовку, определить их при надлежность к разным стилям; объяснить правописание наречий и их роль в тексте. Записать наречия в две колонки: с дефисом и без дефиса.
1) – Привет, ты меня не узнаешь?
Постой, где-то я тебя видел. Ты, по-моему, со мной в одном лагере был.
Да нет, я теперь с тобой в параллельном классе учусь. Мы недавно переехали, живу бок о бок со школой.
То-то я смотрю, лицо знакомое, едва-едва тебя узнал.
А ты куда идешь?
– Так, кое-куда. Секрет. (Разговорный стиль.)
2) По вопросу о видовой соотносительности глаголов и показу ее в словарях нет единого мнения, в разных словарях он решается по-разному. В первом издании эти сведения были представлены односторонне и неполно.
(Научный стиль. Словарь русского языка в 4-х томах под ре дакцией А.П. Евгеньевой.)
3) Давным-давно жил на свете один царь, и было у него три сына. Как-то раз пришли они к отцу и говорят: «Здравствуй, царь- государь, не вели казнить, вели слово молвить».
(Художественный стиль. Сказка.)
4) Отдельные ячейки или области листа можно выделить по- разному. Во-первых, с помощью рамок. Рамки могут выделять ячейки дополнительными линиями сверху, снизу, по бокам, а так же вокруг ячеек. Во-вторых, ячейки и области листа выделяются с помощью цвета.
(Официально-деловой стиль. Инструкция для пользователей компьютера.)
5) Изначально мы хотели увеличить заработную плату ра ботников бюджетной сферы на 37, 5%. Эта цифра неоднократ но называлась главой региона, но потом появились две поправки. Во-первых, нужно изъять из бюджетных отраслей 380 миллионов рублей, которые высвобождаются в силу того, что будет приме няться другой способ индексации заработных плат. Во-вторых, мы планируем повысить зарплату на 21,5% в три этапа. Деньги
в отраслях бюджетной сферы есть, но почему-то их не торопятся отдать бюджетникам.
(Публицистический стиль. Из газетного интервью с депутатом.)
Наречия, встречающиеся в текстах
С дефисом |
Без дефиса |
где-то |
теперь |
по-моему |
недавно |
едва-едва |
бок о бок |
кое-куда |
куда |
по-разному |
односторонне |
давным-давно |
неполно |
как-то раз |
сверху |
по-разному |
снизу |
во-первых |
по бокам |
С дефисом |
Без дефиса |
во-вторых |
также |
‘ во-первых |
изначально |
во-вторых |
неоднократно |
почему-то |
потом |
в силу того |
IV. Выполнение упражнений
Упражнение 255: самостоятельно.
Домашнее задание
§42.
Выписать из художественных произведений пять предложе ний с наречиями, которые пишутся через дефис.