Уроки 84-85. Практикум «Дефис между частями слова в наречиях»

0
1173
рисование

Уроки 84-85. Практикум «Дефис между частями слова в наречиях»

Цели: закрепить навыки употребления дефиса в разных частях :*речи; учить отличать наречия с дефисом от сходных по звучанию , сочетаний предлогов с именными частями речи; показать роль на речий с дефисом в текстах разных стилей.

Методические приемы: лингвистический разбор, словарный «диктант с взаимопроверкой, упражнения по стилистике, работа ‘ в группах, тренировочные упражнения.

Ход уроков

I . Словарный диктант с взаимопроверкой

По-зимнему холодно, настроен по-деловому, в десятых числах декабря, сделал волей-неволей, где-то забыл, обратился по деловому I вопросу; мало-помалу поправляюсь; в-десятых, прибери комнату; П о-цюльски жарко, читаю по-английски, куда-либо отправишься, 1давнь1м-давно знаешь, видимо-невидимо грибов, живешь бок о бок %со школой, повторил точь-в-точь; по-моему, ты по-заячьи труслив; ‘;откуда-нибудь приедешь, расположены справа налево, говоришь по-французски, по летнему времени, крепко-накрепко запомни.

II. Проверка домашнего задания

Рассказать об употреблении дефиса в наречиях.

Упражнение 256: выполнить таблицу «Дефис между частями , слова» на доске.

III . Употребление наречий с дефисом в текстах разных
стилей

Работа в группах: представители пяти групп по очереди читают тексты разных стилей, остальные ученики на слух определяют при­ надлежность текста к определенному стилю, записывают наречия в две колонки: с дефисом и без дефиса.

Задание: записать тексты под диктовку, определить их при надлежность к разным стилям; объяснить правописание наречий и их роль в тексте. Записать наречия в две колонки: с дефисом и без дефиса.

1) – Привет, ты меня не узнаешь?

Постой, где-то я тебя видел. Ты, по-моему, со мной в одном лагере был.

Да нет, я теперь с тобой в параллельном классе учусь. Мы недавно переехали, живу бок о бок со школой.

То-то я смотрю, лицо знакомое, едва-едва тебя узнал.

А ты куда идешь?

Так, кое-куда. Секрет. (Разговорный стиль.)

2) По вопросу о видовой соотносительности глаголов и показу ее в словарях нет единого мнения, в разных словарях он решается по-разному. В первом издании эти сведения были представлены односторонне и неполно.

(Научный стиль. Словарь русского языка в 4-х томах под ре­ дакцией А.П. Евгеньевой.)

3) Давным-давно жил на свете один царь, и было у него три сына. Как-то раз пришли они к отцу и говорят: «Здравствуй, царь- государь, не вели казнить, вели слово молвить».

(Художественный стиль. Сказка.)

4) Отдельные ячейки или области листа можно выделить по- разному. Во-первых, с помощью рамок. Рамки могут выделять ячейки дополнительными линиями сверху, снизу, по бокам, а так­ же вокруг ячеек. Во-вторых, ячейки и области листа выделяются с помощью цвета.

(Официально-деловой стиль. Инструкция для пользователей компьютера.)

5) Изначально мы хотели увеличить заработную плату ра ботников бюджетной сферы на 37, 5%. Эта цифра неоднократ­ но называлась главой региона, но потом появились две поправки. Во-первых, нужно изъять из бюджетных отраслей 380 миллионов рублей, которые высвобождаются в силу того, что будет приме­ няться другой способ индексации заработных плат. Во-вторых, мы планируем повысить зарплату на 21,5% в три этапа. Деньги
в отраслях бюджетной сферы есть, но почему-то их не торопятся отдать бюджетникам.

(Публицистический стиль. Из газетного интервью с депу­татом.)

Наречия, встречающиеся в текстах

С дефисом

Без дефиса

где-то

теперь

по-моему

недавно

едва-едва

бок о бок

кое-куда

куда

по-разному

односторонне

давным-давно

неполно

как-то раз

сверху

по-разному

снизу

во-первых

по бокам

С дефисом

Без дефиса

во-вторых

также

‘ во-первых

изначально

во-вторых

неоднократно

почему-то

потом

в силу того

IV. Выполнение упражнений

Упражнение 255: самостоятельно.

Домашнее задание

§42.

Выписать из художественных произведений пять предложе­ ний с наречиями, которые пишутся через дефис.