Уроки 75-76. Диктант и его анализ
Цели: закрепить изученное о наречиях; совершенствовать на выки лингвистического разбора, навыки анализа ошибок.
Методические приемы: диктант, грамматические задания, ана лиз ошибок, работа над ошибками.
Ход уроков
I . Диктант ,
Мы продвигаемся медленно поперек лесной речонки. Мне не много жутко, так как я ничего, даже воды, не вижу, но я все же ничем не выдаю своего страха. Наконец мы выходим на упругий песчаный берег, неподалёку от небольшой полянки. Только теперь замечаю, что ночь несколько посветлела. От земли поднялся туман. На его седом фоне неясно вырисовываются ближайшие сосны. В их неподвижности среди никем не нарушаемой тишины чувствуется что-то суровое. Я не знаю, много ли проходит времени.
Внезапно мой слух поражается странными звуками, так что я невольно вздрагиваю от неожиданности. Что бы это могло быть? Я ни как не могу определить, ни что это за звуки, ни откуда они несутся: справа, слева, сзади, спереди. Они торопятся, будто вторя друг другу, и лес немедленно откликается на них звонким и чистым звуком.
«Это журавлиные стаи начали свою утреннюю перекличку», – шёпотом говорит мне мой спутник.
Стихло. Всё вновь погружается в ничем не возмутимую тишину.
(147 слов)
II. Грамматическое задание
Озаглавить текст диктанта.
Сделать фонетический разбор слов: 1-й вариант – невольно; 2-й вариант – сзади.
Сделать морфологический разбор слов: 1-й вариант – непо далёку; 2-й вариант – внезапно.
Подчеркнуть наречия как члены предложения: 1-й вариант- первый абзац; 2-й вариант – остальные абзацы.
III . Анализ работ и работа над ошибками
Комментарий.
1. К пунктограммам:
В предложении Наконец мы выходим на упругий песчаный берег, неподалёку от небольшой полянки слово наконец является не вводным словом, а наречием: к нему можно прибавить частицу то: -то, смысл не изменится. Кроме того, в предложении это слово служит обстоятельством, а вводные слова не являются членами предложе ния. Поэтому запятая после слова наконец не ставится.
К фонетическому разбору – [н’ивол’на], [ззад’и].
Наречия – обстоятельства: 1-й вариант – медленно, поперек, немного, наконец, неподалеку, теперь, несколько, неясно; много; 2-й вариант – внезапно, невольно, никак, откуда, справа, слева, сза ди, спереди, немедленно, шёпотом, вновь.
Домашнее задание
1- § 39.
2. Упражнение 239: устно.