Уроки 62–63 ЭПОХА А. П. ЧЕХОВА. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ МАСТЕРСТВО ЧЕХОВА-РАССКАЗЧИКА

0
346

Уроки 62–63 эпоха А. п. чехова. художественное мастерство чехова-рассказчика

Цели: повторить биографию писателя; вспомнить юмористические рассказы, изученные ранее; отметить художественное мастерство Чехова-рассказчика.

Ход уроков

I. Работа по теме урока.

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы продолжаем наше знакомство с писателем, о котором М. Горький сказал как-то: «Никто не понимал так ясно и тонко, как он… трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни».

Да, наш рассказ об А. П. Чехове. (Запись темы на доске и в тетради.) Время, а вернее безвременье, 80-х гг. XIX века, когда Чехов входил в литературу, наложило отпечаток на мировоззрение писателя.

80-е гг. XIX в. – эпоха разочарований, эпоха переоценки ценностей, эпоха поисков новых путей развития России. Чехов же не искал никаких новых путей, не изобретал средств спасения. Он просто эту Россию любил, любил искренне, со всеми ее недостатками и слабостями, и рисовал жизнь такой, какая она есть в ее повседневном течении.

В отличие от своих предшественников, героем своих произведений писатель делает не какую-то выдающуюся личность, а самого обыкновенного человека. Его интересует духовный мир человека, погруженного в поток обыденной жизни.

Основной темой творчества зрелого Чехова становится наблюдение за процессом постепенной нравственной деградации, утраты человеком истинных духовных ценностей. При этом для писателя важны не размышления героя, а его эмоции и переживания.

Чехов не дает советов, не поучает читателя и не раскрывает прямо психологическое состояние своих героев (которого они сами порой не понимают), а так воспроизводит это состояние, что читатель, проникаясь настроением героя, ставит себя на его место и чувствует вместе с ним.

Для создания такого настроя писатель часто пользуется приемом несобственно-прямой речи, которая в его произведениях вытеснила столь привычный внутренний монолог.

Чехов не вторгается в глубины человеческого подсознания, а воспроизводит внутренний мир человека косвенно. Такой прием называют приемом скрытого психологизма. Наблюдая за повседневной внутренней жизнью человека, писатель приходит к выводу (и подводит читателя), что смутные, случайные душевные движения, малозначительные факты, постоянно накапливаясь, могут привести к серьезному изменению человеческой личности. В его произведениях изображается то, что происходило и происходит всегда, что может случиться со всяким, а человек интересен писателю именно своей обыкновенностью, своей похожестью на других.

Вспомним этапы биографии и творчества писателя.

2. Сообщение учащегося о Чехове (индивидуальное задание).

3. Составление хронологической таблицы.

Годы

Основные события жизни и творчества

17 (29) янв. 1860

Родился в Таганроге в купеческой семье

1868–1879

Учеба в Таганрогской гимназии, репетиторство

1879–1884

Учеба на медицинском факультете Московского университета

1880–1884

Первые юмористические рассказы в журналах «Стрекоза», «Будильник», «Осколки» и др.

1884

Начало медицинской практики

1888

Повесть «Степь» – итог чеховских исканий 80-х гг.

1890

Поездка на Сахалин

1893–1894

Книга «Остров Сахалин»

1892

Поселился в приобретенной подмосковной усадьбе Мелихова. Определяется основная тема творчества – равнодушие, символом которого стал «человек в футляре»

1898

Работа для Московского Художественного театра. Пьеса «Чайка»

1899

Пьеса «Дядя Ваня»

1901

Пьеса «Три сестры». Женитьба на актрисе Художественного театра
О. Л. Книппер

1902

Вследствие заболевания туберкулезом переселяется в Ялту

1903–1904

Пьеса «Вишневый сад»

1904

В связи с обострением болезни выезжает на лечение на курорт Баденвейлер (Германия), где скончался 2 (15) июля. Похороны в Москве.

4. Работа с опорными тезисами.

«Краткость – сестра таланта».

«Искусство писать – это искусство сокращать».

Из писем А. П. Чехова.

Жанр рассказа – малой эпической формы – Чехов довел до совершенства. Просто поражает лаконизм и огромное социальное содержание его рассказов.

– Как этого достигает Чехов? (Записать в тетради.)

1) Заглавие имеет точное идейное звучание.

2) Сюжет строится на остром, необычайном положении.

3) Композиция: экспозиция → очень краткое, динамичное действие → неожиданная развязка, где чаще всего сосредоточена суть рассказа.

4) Художественная деталь заменяет многоречивые описания.

5) Авторская речь: четкость синтаксических конструкций, простота и ясность; речь героев – в соответствии с их характером.

6) Сравнения подсказаны жизнью; эпитеты немногочисленны, новы, органически сочетаются со словами общенародного языка.

7) Афористичность речи как положительных, так и отрицательных персонажей.

8) Наличие подтекста.

Подтекст – способ построения художественного текста, основанный на несовпадении внешнего, прямого смысла слова и его внутреннего значения.

5. Тест по рассказу Чехова «Хамелеон».

1. Главный герой «Хамелеона»:

а) Очумелов;

б) Овсов;

в) Денис Григорьев.

2. В творчестве Чехова важную роль играют внешние детали. На перемену внутреннего состояния полицейского надзирателя указывает:

а) узелок в руке;

б) снятая или накинутая на плечи шинель;

в) корзина с конфискованным крыжовником.

3. Отличительной чертой произведения является:

а) глубокий лиризм;

б) искрящийся юмор, громкий смех;

в) пафос.

4. Жанр произведения:

а) рассказ;

б) очерк;

в) повесть.

5. Автор относится к Очумелову:

а) нейтрально;

б) с сарказмом;

в) с сочувствием.

6. Отношение Очумелова к Хрюкину меняется в связи с тем, что он:

а) разобрался в происшедшем;

б) пожалел золотых дел мастера;

в) узнал, чья собака.

7. Произведение:

а) основано на жизненных ситуациях;

б) является вымыслом;

в) сочетает авторский вымысел и жизненную ситуацию.

8. Особенность произведения:

а) за анекдотической ситуацией скрыт глубокий жизненный смысл;

б) наличие нескольких рассказчиков;

в) высокий лиризм.

9. Смысл названия произведения связан с тем, что:

а) Очумелов то снимает, то надевает шинель;

б) надзиратель меняет свои пристрастия и убеждения, как хамелеон меняет свою окраску.

Эта викторина по уже знакомому тексту подтверждает правильность наших записей в тетрадях.

6. Анализ рассказов «Тоска» и «Счастье».

1) Слово учителя.

Обратимся теперь к рассказам Чехова 80-х гг. Вся первая половина 80-х гг. в творчестве Чехова связана с юмористикой. вспомните, какой «перевернутой» предстает в рассказе «Толстый и тонкий» тема «маленького человека». Пафос чеховского повествования – не в сочувствии жертве, а в высмеивании чинопочитания, лишающего человека всего человеческого. То же относится и к рассказу «Смерть чиновника».

К середине 80-х гг. в творчестве Чехова наметился некоторый перелом. Все чаще в его произведениях начинают звучать серьезные нотки, появляются рассказы с симптоматичными заглавиями – «Горе», «Тоска», в центре которых – человек, оставшийся один на один со своим горем. Это одиночество отдельного человека отражало общую ситуацию того времени, свидетельствуя о разрыве человеческих и общественных связей, что становится одной из ведущих тем чеховского творчества этого периода.

2) Краткий пересказ одним из учеников рассказа «Тоска» (1886 г.).

В центре рассказа – образ петербургского ночного извозчика Ионы Потапова. У старого Ионы умер сын, и он пытается рассказать о своем горе седокам: сначала военному в шинели, затем компании загулявших молодых людей. Но все

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь