Уроки 49-50 Общая характеристика обмена веществ. Обмен жиров, белков, углеводов, воды и минеральных солей

0
819
физика

Цели урока: раскрыть сущность обмена веществ как основной функции организ­ма; разъяснить значение пластического и энергетического обменов, их взаимосвязь, регуляцию обмена веществ, раскрыть особенности обмена воды, минеральных со­лей, белков, жиров и углеводов.

Оборудование: «Листок учителя», карточки для учащихся (1 комплект запасной), алгоритм работы по методике Ривина[1], «Экран учета выполненной работы», цвето­вые сигналы по количеству комплектов карточек, комплект текстов (1 запасной), словари для работы с терминами.

Ход урока

Организационный момент

Урок мы сегодня начнем с изучения новой темы. Наша с вами Цели – за два часа изучить 6 текстов, посвященных вопросам обмена веществ в организме, понять роль поды, минеральных солей, органических веществ в организме человека, значение распада и окисления органических веществ, механизмы выделения продуктов об­мена веществ из организма.

Работать мы будем по методике коллективного способа обучения – методике Ри­вина1. Между всеми текстами нет логической зависимости, поэтому для работы в парах сменного состава подойдет любой партнер с цветовым сигналом, отличаю­щимся от вашего. Если вы проработали полностью весь текст карточки и чувствуе­те готовность к выступлению, то отчитываетесь в группе контроля – малой группе, которая формируется из 4 подготовившихся учащихся. После выступления делаете пометку в экране учета и приступаете к работе над другой карточкой. На специаль­ном столе располагается дополнительная литература – словари, справочники для работы с непонятными словами и терминами.

Изучение нового материала

Самостоятельная работа учащихся.

Отчет учащихся в малых группах.

Отметка в «Экране учета выполненной работы».

Формулировка выводов и их обсуждение

Закрепление изученного материала

Тестовое задание для итогового контроля.

Укажите орган, в клетках которого в большом количестве накапливается гликоген.

Печень 4) Селезенка

Головной мозг 5) Поджелудочная железа

Почка

Для одного из видов органических веществ характерна следующая последова­тельность событий, связанных с их перевариванием и использованием в организме:


эти органические вещества расщепляются ферментами слюны, поджелудочного и кишечного соков, продукты их расщепления всасываются в тонкой кишке в кровь и с кровью переносятся к клеткам организма, где с помощью ферментов гладкой эн- доплазматической сети из них синтезируются новые органические вещества такого же вида. Назовите этот вид органических веществ.

Белки 3) Жиры

Углеводы 4) Нуклеиновые кислоты

Назовите те продукты расщепления перевариваемых в кишечнике химических соединений, которые всасываются в лимфу.

Аминокислоты 4) Глюкоза

Жирные кислоты 5) Рибоза и дезоксирибоза

Азотистые основания

Ионы одного химического элемента в больших количествах входят в состав межклеточной жидкости организма, принимают непосредственное участие в фор­мировании местных и распространяющихся по мембране клеток электрических по­тенциалов. Назовите этот химический элемент.

Са 5) Mg

Na 6) Fe

К 7) Zn

Cl

Почему жители полярных стран употребляют много жирной пищи?

Она содержит незаменимые жирные кислоты, требуемые им в большем количестве, чем жителям южных и средних широт

Жиры более калорийны, и при их расщеплении освобождается больше энергии, чем при расщеплении белков и углеводов;

Жиры необходимы для формирования толстого слоя подкожной жировой клетчатки, препятствующей потере тепла.

Голодному животному сделали анализ крови. Сравните содержание глюкозы в вене, приносящее кровь в печень, и в вене, выносящей кровь из печени.

Одинаковое 3. После печени выше

До печени выше

В клетках печени некоторые виды органических соединений в ходе фер­

ментативных реакций могут превращаться в органические соединения других видов. Назовите те химические соединения, в которые могут превращаться уг­леводы. •