Цели урока: раскрыть сущность обмена веществ как основной функции организма; разъяснить значение пластического и энергетического обменов, их взаимосвязь, регуляцию обмена веществ, раскрыть особенности обмена воды, минеральных солей, белков, жиров и углеводов.
Оборудование: «Листок учителя», карточки для учащихся (1 комплект запасной), алгоритм работы по методике Ривина[1], «Экран учета выполненной работы», цветовые сигналы по количеству комплектов карточек, комплект текстов (1 запасной), словари для работы с терминами.
Ход урока
Организационный момент
Урок мы сегодня начнем с изучения новой темы. Наша с вами Цели – за два часа изучить 6 текстов, посвященных вопросам обмена веществ в организме, понять роль поды, минеральных солей, органических веществ в организме человека, значение распада и окисления органических веществ, механизмы выделения продуктов обмена веществ из организма.
Работать мы будем по методике коллективного способа обучения – методике Ривина1. Между всеми текстами нет логической зависимости, поэтому для работы в парах сменного состава подойдет любой партнер с цветовым сигналом, отличающимся от вашего. Если вы проработали полностью весь текст карточки и чувствуете готовность к выступлению, то отчитываетесь в группе контроля – малой группе, которая формируется из 4 подготовившихся учащихся. После выступления делаете пометку в экране учета и приступаете к работе над другой карточкой. На специальном столе располагается дополнительная литература – словари, справочники для работы с непонятными словами и терминами.
Изучение нового материала
Самостоятельная работа учащихся.
Отчет учащихся в малых группах.
Отметка в «Экране учета выполненной работы».
Формулировка выводов и их обсуждение
Закрепление изученного материала
Тестовое задание для итогового контроля.
Укажите орган, в клетках которого в большом количестве накапливается гликоген.
Печень 4) Селезенка
Головной мозг 5) Поджелудочная железа
Почка
Для одного из видов органических веществ характерна следующая последовательность событий, связанных с их перевариванием и использованием в организме:
эти органические вещества расщепляются ферментами слюны, поджелудочного и кишечного соков, продукты их расщепления всасываются в тонкой кишке в кровь и с кровью переносятся к клеткам организма, где с помощью ферментов гладкой эн- доплазматической сети из них синтезируются новые органические вещества такого же вида. Назовите этот вид органических веществ.
Белки 3) Жиры
Углеводы 4) Нуклеиновые кислоты
Назовите те продукты расщепления перевариваемых в кишечнике химических соединений, которые всасываются в лимфу.
Аминокислоты 4) Глюкоза
Жирные кислоты 5) Рибоза и дезоксирибоза
Азотистые основания
Ионы одного химического элемента в больших количествах входят в состав межклеточной жидкости организма, принимают непосредственное участие в формировании местных и распространяющихся по мембране клеток электрических потенциалов. Назовите этот химический элемент.
Са 5) Mg
Na 6) Fe
К 7) Zn
Cl
Почему жители полярных стран употребляют много жирной пищи?
Она содержит незаменимые жирные кислоты, требуемые им в большем количестве, чем жителям южных и средних широт
Жиры более калорийны, и при их расщеплении освобождается больше энергии, чем при расщеплении белков и углеводов;
Жиры необходимы для формирования толстого слоя подкожной жировой клетчатки, препятствующей потере тепла.
Голодному животному сделали анализ крови. Сравните содержание глюкозы в вене, приносящее кровь в печень, и в вене, выносящей кровь из печени.
Одинаковое 3. После печени выше
До печени выше
В клетках печени некоторые виды органических соединений в ходе фер
ментативных реакций могут превращаться в органические соединения других видов. Назовите те химические соединения, в которые могут превращаться углеводы. •