Цели урока: Обобщить знания о среде обитания и приспособленности птиц к ней; показать, что в ходе эволюции у птиц разных видов выработались сходные приспособления к выживанию в сходных местах обитания; продолжить формирование умений и навыков работы с текстом, деления его на смысловые части, выделения главной мысли абзаца.
Оборудование: Таблицы «Птицы леса», «Лесные куриные птицы», «Хищные птицы», фотографии хищных птиц, сов, филина, воробьиных и др.; справочники, определители и др., «Листок учителя», карточки для учащихся + 1 комплект запасной, алгоритм работы по методике Ривина, «Экран учета выполненной работы», цветовые сигналы по количеству комплектов карточек.
Ход урока
Организационный момент
Сегодняшний урок мы с вами начнем с изучения новой темы. Наша с вами цель на уроке — за 2 часа изучить 5 текстов, понять их смысл, выявить особенности каждой экологической группы птиц, выявить черты их приспособленности к среде обитания.
На уроке мы с вами будем работать по методике коллективного способа обучения — методике Ривина’ поабзацной проработки текста. Между всеми текстами нет логической зависимости, поэтому для работы в парах сменного состава подойдет любой партнер с цветовым сигналом, отличающегося от вашего. Если вы проработали полностью весь текст карточки и чувствуете готовность к выступлению, то отчитываетесь в группе контроля – малой группе, которая формируется из 4 подготовившихся учащихся. После выступления в группе контроля делаете пометку в экране учета и приступаете к работе над другой карточкой. Все необходимое для работы есть на специальном столе: словари, определители, таблицы и т. д.
Изучение нового материала
Самостоятельная работа учащихся по изучению многообразия птиц и их важнейших отрядов.
Отчет учащихся в малых группах с использованием таблиц, фотографий, рисунков и т.д.
Оценка работы.
Формулировка выводов и их обсуждение
Закрепление
Тест для итогового контроля.
К лесным птицам относят:
___ а) журавля; б) утку; в) дятла; г) орла.
Приспособление к жизни на деревьях у дятла:
а) обтекаемая форма тела; в) окраска оперения;
б) короткий упругий хвост; г) длинная шея.
Дятлы гнездятся:
а) в дуплах; в) в кустарниках;
б) на поверхности почвы; г) в кронах деревьев.
Хищных птиц нельзя уничтожать, так как они
а) плохо размножаются;
б) уничтожают грызунов, больных животных;
в) служат пищей крупным хищникам;
г) питаются главным образом рыбой.
У сокола острые когти, загнутый клюв, что служит приспособлением к
питанию:
а) насекомыми; в) личинками насекомых;
б) растительной пищей; г) птицами и зверями.
У сов рыхлое оперение, это приспособление:
а) к низкой температуре воздуха; в) быстрому полету;
б) бесшумному полету; г) жизни на деревьях.
У птиц, ловящих насекомых в воздухе (ласточек, стрижей), клюв:
а) острый загнутый; в) короткий, широко раскрывающийся;
б) длинный и тонкий; г) короткий и крепкий.
Дятел добывает насекомых, раздалбливая кору, поэтому у него клюв:
а) длинный и крепкий; в) острый и загнутый;
б) короткий и крепкий; г) короткий, широко раскрывающийся.
Ответы: 1 — в; 2 — б; 3 — а; 4 — б; 5 — г; 6 — б; 7 — в; 8 — а.
Домашнее задание
Можно не давать, если весь материал учащиеся успели освоить на занятии. Но при желании учащиеся могут поработать над текстами § 59, 62.
Информация для учителя
Примерный комплект материалов для работы по методике Ривина 1. Листок учителя.
Название текста |
Заголовки абзацев |
Литература, границы абзацев |
1. Птицы леса: |
||
1.1 Отряд дятлы |
Особенности внешнего строения дятлов. Питание дятлов. |
§59 с. 163 до «…при работе клювом». с. 163 от «Питается дятел» до «…раздалбливает ее». |
1.2. Отряд куриные |
Место обитания и внешний вид куриных Пища тетеревиных. Ночлег. Токование. Дикие куры. |
с. 162 до «…никогда не улетают». с. 162 до «..
|