Уроки 44-45. Многообразие птиц.Тема урока: Многообразие птиц в связи с условиями жизни. Важнейшие отряды птиц.

0
418
информация

Цели урока: Обобщить знания о среде обитания и приспособленности птиц к ней; показать, что в ходе эволюции у птиц разных видов выработались сходные приспособления к выживанию в сходных местах обитания; продол­жить формирование умений и навыков работы с текстом, деления его на смы­словые части, выделения главной мысли абзаца.

Оборудование: Таблицы «Птицы леса», «Лесные куриные птицы», «Хищ­ные птицы», фотографии хищных птиц, сов, филина, воробьиных и др.; спра­вочники, определители и др., «Листок учителя», карточки для учащихся + 1 комплект запасной, алгоритм работы по методике Ривина, «Экран учета вы­полненной работы», цветовые сигналы по количеству комплектов карточек.

Ход урока

Организационный момент

Сегодняшний урок мы с вами начнем с изучения новой темы. Наша с вами цель на уроке — за 2 часа изучить 5 текстов, понять их смысл, выявить особен­ности каждой экологической группы птиц, выявить черты их приспособлен­ности к среде обитания.

На уроке мы с вами будем работать по методике коллективного способа обучения — методике Ривина’ поабзацной проработки текста. Между всеми текстами нет логической зависимости, поэтому для работы в парах сменного состава подойдет любой партнер с цветовым сигналом, отличающегося от ва­шего. Если вы проработали полностью весь текст карточки и чувствуете готов­ность к выступлению, то отчитываетесь в группе контроля – малой группе, которая формируется из 4 подготовившихся учащихся. После выступления в группе контроля делаете пометку в экране учета и приступаете к работе над другой карточкой. Все необходимое для работы есть на специальном столе: словари, определители, таблицы и т. д.

Изучение нового материала

Самостоятельная работа учащихся по изучению многообразия птиц и их важнейших отрядов.

Отчет учащихся в малых группах с использованием таблиц, фотографий, рисунков и т.д.

Оценка работы.

Формулировка выводов и их обсуждение

Закрепление

Тест для итогового контроля.

К лесным птицам относят:

___ а) журавля; б) утку; в) дятла; г) орла.

Приспособление к жизни на деревьях у дятла:

а) обтекаемая форма тела; в) окраска оперения;

б) короткий упругий хвост; г) длинная шея.

Дятлы гнездятся:

а) в дуплах; в) в кустарниках;

б) на поверхности почвы; г) в кронах деревьев.

Хищных птиц нельзя уничтожать, так как они

а) плохо размножаются;

б) уничтожают грызунов, больных животных;

в) служат пищей крупным хищникам;

г) питаются главным образом рыбой.

У сокола острые когти, загнутый клюв, что служит приспособлением к

питанию:

а) насекомыми; в) личинками насекомых;

б) растительной пищей; г) птицами и зверями.

У сов рыхлое оперение, это приспособление:

а) к низкой температуре воздуха; в) быстрому полету;

б) бесшумному полету; г) жизни на деревьях.

У птиц, ловящих насекомых в воздухе (ласточек, стрижей), клюв:

а) острый загнутый; в) короткий, широко раскрывающийся;

б) длинный и тонкий; г) короткий и крепкий.

Дятел добывает насекомых, раздалбливая кору, поэтому у него клюв:

а) длинный и крепкий; в) острый и загнутый;

б) короткий и крепкий; г) короткий, широко раскрывающийся.

Ответы: 1 — в; 2 — б; 3 — а; 4 — б; 5 — г; 6 — б; 7 — в; 8 — а.

Домашнее задание

Можно не давать, если весь материал учащиеся успели освоить на занятии. Но при желании учащиеся могут поработать над текстами § 59, 62.

Информация для учителя

Примерный комплект материалов для работы по методике Ривина 1. Листок учителя.

Название

текста

Заголовки абзацев

Литература, границы абзацев

1. Птицы леса:

1.1 Отряд дятлы

Особенности внешнего строе­ния дятлов.

Питание дятлов.

§59 с. 163 до «…при работе клю­вом».

с. 163 от «Питается дятел» до «…раздалбливает ее».

1.2. Отряд куриные

Место обитания и внешний вид куриных

Пища тетеревиных. Ночлег.

Токование.

Дикие куры.

с. 162 до «…никогда не улета­ют».

с. 162 до «..

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь