Уроки 3-4. Родное слово
Автор: Мун Анастасия Львовна. Сш.им.М.Горького с ДМЦ
Тема: Для чего нужна людям речь.
А. Толстой. Мальвина воспитывает Буратино.
Цели:1) правильно писать буквы Аа, их соединение в словах с другими буквами; 2) формирование начальных представлений о функциях речи (познавательная и функция общения); 3) развитие внимания, монологической речи, беглого и выразительного чтения.
Ход урока
1.Орг.момент. 1. Вступительная беседа.- Какие дети учатся в нашем классе?
(На доске буквы а, б, в, д, з, к, л, с, т, у, ч. Учитель показывает на букву, дети называют слова на эту букву.)
А – аккуратные.Б – бодрые.В – весёлые.Д – добрые. З – здоровые.К – красивые.Л – любознательные.С – сильные.Т – трудолюбивые.У – умные.Ч – честные.
2. Повторение.- «Повторенье – мать ученья» так называется первая часть урока.
– Объясните смысл этой пословицы. (Повторяем пройденный материал, чтобы не растерять свои знания, а закрепить их.)
1) Чтение по ленте букв
2) Что такое речь? Для чего нужна людям речь?
3)Речевая разминка : Аист с нами прожил лето,
А зимой гостил он где –то.
3.Чистописание. Письмо букв Аа, их соединения с другими буквами в словах предложения на стр.7.
4.Словарная работа: Расшифровка и запись словарных слов алф*вит, х*р*ш*о,р*бята. Составление и запись предложения со словарными словами: Ребята хорошо знают алфавит.
5. работа по грамматической теме. Слово учителя:
1) Речь нужна для передачи информации (познания окружающего мира):
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает ложится.
О чем я рассказала вам? (О снеге, который кружится и тихо падает на землю.)
С помощью чего я рассказала вам об этом? (С помощью речи, которая состоит из слов, предложений, текста. Все, что мы говорим, это наша речь.)
2) Речь нужна для общения:
Я люблю. Когда при встрече
Мы знакомым и родным
– С добрым утром!-
– Добрый вечер!
– Доброй ночи! – говорим.
(А.Яшин)
С помощью чего люди общаются друг с другом – это устная речь. Когда люди пишут друг другу – это письменная речь. Кто из вас пишет письма друзьям? Какую речь вы используете?
4) Какой должна быть речь? (Красивой, правильной, выразительной.)
6. Развитие речи. Слушание текста (упр.1, с.6). Как и о чем говорят ребят? Помогите им правильно построить свои рассказы :
1) Ходил я в цирк не так давно. Как было весело, смешно! Там клоун был без головы. Играли в мяч морские львы.
2) А я на речке был. Разделся и поплыл. Я стал тонуть, ребята шли. Они меня спасли.
Можно ли озаглавить первый рассказ? (В цирке.) Второй? (На речке. Как я тонул. Как меня спасали ребята.)
7. Письмо. Составление предложений (упр.2), запись их под диктовку: Белый снег кружится в воздухе. Он покрыл всю землю пуховым одеялом.
Предупреждение ошибок: снег, кружится, одеялом.
8. Развитие речи. Парная работа (упр. 4) Спроси-ответь.
9. работа над текстом «Мальвина воспитывает Буратино». Чтение и анализ текста (по вопросам, стр.9). Чему хотела научить Мальвина Буратино? Хотел ли знать грамоту Буратино? Вспомните, что купил папа Карло деревянному сынку? Что сделал Буратино с Азбукой? Как ты оцениваешь поступок Буратино?
10. Задание на дом: упр.3.
11. Итог урока:
1) Как писать буквы Аа, их соединение с другими буквами?
2) Что такое речь?
3) Как нужно относиться к учебе?