Уроки 168-169. Контрольный диктант и его анализ
Цель: проверка знаний учеников.
Методические приемы: диктант, работа над ошибками.
Ход уроков
I . Диктант
Из истории астрономии
Жизнь в долине Нила целиком зависела от реки. Предсказание срока нового наступления разлива Нила было чрезвычайно важ ным. Жрецы, определяя уровень воды в реке, заметили, что начало разлива совпадает с появлением на небе очень яркой звезды – Си риуса. Она появлялась на востоке непосредственно перед восходом Солнца. Оказалось также, что эти два события совпадают с треть им – летним солнцестоянием.
Открытие египтян позволяло предсказывать важнейшее в их жизни явление по астрономическому событию. Они считали число дней от одного разлива Нила до другого. С этого началось создание календарей.
Созданный древними египтянами весьма точный календарь сви детельствует, что жрецы имели неплохое представление о движении Солнца и звезд. Они еще в начале второго тысячелетия до нашей эры разделили небесный свод на созвездия и регистрировали все из менения, происходившие на небе. Астрономическим наблюдениям помогали величественные сооружения – древние храмы, пирамиды и даже сфинксы. Например, стороны пирамид в Луксоре оказались ориентированными с запада на восток так, что наблюдатель, смотря щий вдоль стены, видит восход Солнца в дни равноденствий. В эту же сторону смотрит сфинкс – сторож пирамид.
С большим вниманием относились первые астрономы к регист рации как солнечных, так и лунных затмений. Сохранилась даже инструкция для наблюдателя затмения, состоящая из двенадцати пунктов. Благодаря подобной аккуратности греческая наука, многое перенявшая у египтян, получила огромный материал для дальней шего осмысления и развития.
(209 слов) (По А. Вильвовской)
П. Анализ диктанта, работа над ошибками