Цели: сформировать представление о численности населения Земли, о типах воспроизводства населения, о демографической политике в странах с разным темпом воспроизводства населения, о продолжительности жизни; выявить закономерности динамики численности мирового населения.
Оборудование: политическая карта мира, карта мира с разными типами воспроизводства населения, статистические материалы, атласы.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
Закрепление изученного материала
Задания на понимание причинно-следственных связей;
Как можно объяснить сокращение объемов грузов перевозимых железными дорогами?
Можно ли разделить специализированные и универсальные порты на развитые и развивающиеся? Почему?
Почему железнодорожный вид транспорта успешно конкурирует с авиацией в перевозке пассажиров?
Задания на знание фактического материала:
Какие страны используют Дунайский водный путь?
Какие страны мира имеют самые длинные трубопроводы? Чем можно это объяснить?
Перечислите страны с большой протяженностью железных дорог. Чем можно объяснить большую протяженность железных дорог в этих странах?
Приведите примеры стран с меридиальным, широтным, радиальным направлением железных дорог.
Ниже приведены крупнейшие по грузообороту специализированные порты мира. Укажите для каждого из них вывозимый вид продукции.
а) Тампа (США). 6) Ричардс-Бей (ЮАР).
в) Бонни (Нигерия). г) Тубаран (Бразилия).
д) Тампико (Мексика). е) Рас-Таннура (Саудовская Аравия).
ж) Валдиз (США). з) Харк (Иран).
и) Думай (Индонезия).
б) Назовите три страны по территории, которых проходят крупнейшие морские каналы.
Задания на творческое применение знаний:
Раскройте основные транспортные проблемы городов мира. Какие меры, по-вашему, следует предпринять, чтобы решить их?
Как влияет низкая транспортная обеспеченность на хозяйство стран, удаленных от моря и не имеющих судоходных рек? (Это затрудняет выход на мировой рынок и задерживает развитие товарных отраслей.)
Суэцкий канал был восстановлен и реконструировав. Почему же тогда большая часть грузов транспортируется вокруг Африки? (В морском судоходстве в последние годы проявилась тенденция в повышении грузоподъемности судов. Перевозки на большегрузах вокруг Африки обходятся дешевле, чем на маленьких судах через Суэцкий канал.)
Почему в Японии не получил развития трубопроводный вид транспорта? (Япония сейсмоопасная страна; повреждение трубопроводов во время землетрясений угрожает экологической катастрофой.)
Изучение нового материала
Численность населения мира. Рост численности населения мира. Переписи населения В мире издавна существовал интерес к численности населения. Необходимо было знать численность рабочей силы, возможности для формирования армии, сбора налогов и т.д. Впервые учет численности населения проводился 4 тыс. лет назад в государствах Востока — Египте, Китае, Индии. Позднее учет проводили в Древней Греции и Древнем Риме. Текущий учет постоянно проводится практически во всех странах мира, за исключением Катара и Омана. 200 лет назад в конце XVI11
начале XIX в., в США, Англии, Франции и странах Северной Европы были проведены всеобщие переписи населения. Сейчас переписями охвачено практически все население мира. Переписи проводятся в большинстве стран мира каждые 10 лет в отличие от учета численности населения, которые несут функцию лишь узнать численность населения. Переписи включают много вопросов и поэтому дают более подробную демографическую картину. Население вплоть до XVII-XVIII веков росло медленно и к тому же неравномерно (анализ рис. 10 в учебнике). В чем причины небольшого роста населения до XX века? (Эпидемии, частые войны, нехватки продовольствия, низкий уровень жизни, недостаточно развитая медицина.) О численности мирового населения и темпах его роста дает представление таблица:
Как видно из таблицы, в начале XX века произошел «демографический взрыв». (Подумайте, в каких регионах мира произошел демографический взрыв?) В различных регионах мира население увеличивалось разными темпами. Задание: Анализ таблицы 2 в учебнике. Просчитать темпы прироста населения в разных регионах и средние показатели в мире в целом. Какие регионы имеют показатели темпа прироста выше, чем в среднем по миру? В 90 годах XX века темпы прироста стабилизировались, но остаются достаточно высокими. В мире в целом они составили около 1,5 % в год, в Африке — 3%, в Зарубежной Азии и Латинской Америке — 2%.
Высокие темпы прироста вызывают целый ряд проблем:
Продовольственную — нехватка продуктов питания в некоторых регионах (в основном в тех, где наблюдаются высокие темпы прироста населения). В целом по миру недоедают 500 млн человек.
Истощение земель — из-за нерационального их использования.
Сведение лесов — вследствие вырубки на топливо и на увеличение новых земель под пашню.
Загрязнение окружающей среды — результат урбанизации, в виде большого количества свалок вокруг крупных городов, повышение востребованности в огромном материальном бытовом обеспечении.
Проблема нехватки чистой воды и т.д.
Страны — рекордсмены по среднегодовым темпам прироста населения (прирост населения в % на конец XX века).
Катар — 5,8.
ОАЭ – 5,8.
Либерия — 5.5.
Французская Гвиана — 5,4.
Джибути – 4,8.
Иордания — 4,7.
Сьерра-Леоне — 4,5.
Эритрея — 4,2.
Сомали — 4.2.
Йемен — 4,1.
Афганистан – 3,7.
Нигер — 3,6.
Маршалловы острова — 3,5.
Оман — 3.3.
Соломоновы острова — 3,3.
Страны с минимальными показателями темпа прироста:
Россия — 0,6
Латвия — 0,6
Украина — 0,9
Болгария – 1
Эстония — 1,1
Страны — рекордсмены по численности населения на конец 90-х годов (на долю десяти крупнейших стран мира приходится более половины всего мирового населения).
Китай — 1133682560.
Индия – 846302720.
США – 248709872.
Индонезия — 179378944.
Бразилия — 146825472.
Россия – 145118904.
Япония – 125570248.
Бангладеш — 111455184.
Нигерия — 88514504.
Пакистан — 84253648.
Прогноз изменения лидеров стран по численности к 2050 году:
Индия – 1572055000.
Китай — 1462058000.
США – 397063000.
Пакистан — 344170000.
Индонезия — 311335000.
Нигерия — 278788000.
Бангладеш — 265432000.
Бразилия — 247244000.
Конго – 203527000.
Эфиопия — 186452.
Россия будет по прогнозам занимать 17 место, уступая Мексике, Филиппинам, Вьетнаму, Ирану, Египту, Японии. Страны с самой маленькой численностью населения в мире (тыс. чел на 1997 год):
Ватикан — 0,8.
Антилья – 7.
Тувалу — 10.
Сан-Марино – 24.
Лихтенштейн – 31.
Монако — 32.
Сент-Китс и Невис – 41.
Антигуа и Барбуда – 65.
Андорра – 66.
Естественный прирост населения мира. Естественный прирост вычислятся по формуле: ЕП = Рождаемость — Смертность. Учащимся предлагается по данным карт атласа заполнить таблицу «Естественный прирост населения»:
После проверки качества заполнения таблицы учащиеся делают анализ таблицы.Высокий уровень естественного прироста характерен для стран с низким уровнем экономики, развивающимся странам. Для стран с высоким уровнем развития экономики характерен средний и низкий уровень прироста населения.Естественный прирост зависит от типа воспроизводства населения. Он различен в разных странах. Хотя рождаемость, смертность — процессы биологические, но влияют на них социально-экономические факторы. Почему?Смертность.На уровень смертности влияют такие процессы, как питание, санитарно-гигиенические условия труда и быта людей, уровень развития и доступности здравоохранения.Учащиеся знакомятся с интересными фактами нас. 73 № 4, затем анализируют таблицу «Показатели смертности по странам мира», если в атласах есть карта смертности по миру, таблицу можно составить самим ученикам, а затем ее проверить.