Цели: обобщить, закрепить и конкретизировать знания учащихся по теме «Латинская Америка».
Оборудование: физическая карта Латинской Америки, наглядные материалы с изображением ландшафтов, городов региона для создания атмосферы нахождения в данной части света: желательно с изображением карнавала, коренных жителей в национальных костюмах и т. д.
Тип урока: урок-обобщение в форме игры «Счастливый случай».
Ход урока
I. Проведение игры
Класс разбит на 5-6 групп. Отвечают группы в строгой очередности.
Разминка. Что это такое? (Дайте определение.)
1. Латифундия.
2. Хунта.
3. Полюс роста.
4. Линия проникновения.
5. Экономическая столица.
6. Проект «Большой Каражас».
7. Копакабана.
8. Фавел.
9. Самбо.
10. Метисы.
11. Теночтитлан.
12. Креолы.
13. Тьера Фриа.
14. Карнавал.
Бег за лидером
1. Какие страны по государственному устройству преобладают в Латинской Америке?
2. Разделите Латинскую Америку по принципу богатства минерального сырья.
3. Какие этнические группы преобладают в Андских странах?
4. Что из себя представляет Латиноамериканский тип города?
5. В чем проявляется «ложная урбанизация» в странах Латинской Америки?
6. Какое время называют в этом регионе «потерянным десятилетием»?
7. Каким секторами представлено сельское хозяйство латинской Америки?
8. Какой город называется «фабрикой мяса», почему появилось такое название?
9. Какие процессы формируют фокус территории?
10. В чем проявляется региональная полтика в странах Латинской Америки?
11. Назовите тройку стран занимающих лидирующие позиции регионе?
12. Какой набор экспортных культур характерен для стран региона?
13. Какая страна Латинской Америки экспортирует зерно за границу?
14. Почему США проявляют интерес к ситуации в регионе?
15. Почему страны Латинской Америки более развиты, чем страны Африки?
16. Почему жители Бразилии разговаривают на португальском языке, а население Агрентины на испанском?
17. Почему за обширным регионом закрепилось название: Латинская Америка?
18. Почему при наличии благоприятных условий латинская Америка остается достаточно урбанизированным районом?
19. Столицы каких стран региона являются крупнейшими городами в стране?
Темная лошадка
1. Какие национальные напитки Латинской Америки вы знаете? (Парагвайский чай (мате), вечнозеленое дерево из рода падуб, растет в Южной Америке. Культивируется в Бразилии, Аргентине, Парагвае. Из листьев и молодых побегов готовят тонизирующий напиток.). Кофе сорта «Арабика», апельсиновый сок, банановое вино и т.д.)
2. Рассмотрите внимательно флаг Бразилии. Что означают государственные цвета флага, что записано на белой полосе, пересекающей флаг, что олицетворяет сфера в центре флага, какой смысл несет ромб в центре? (Цвета: зеленый — символ кофейного дерева, ромб — бриллиант — символ богатства станы, сфера — показывает карту звездного неба над Бразилией, на полосе слова «Порядок и прогресс».)
II. Подведение итогов
По итогам урока наиболее активные учащиеся, давшие больше всех правильных ответов, награждаются оценкой «отлично» или «хорошо».
III. Домашнее задание
Подготовиться к конференции «Глобальные проблемы человечества».