Цели: отработать и закрепить умения и навыки работы с координатной прямой; показать, как с помощью координатной прямой построить точку, соответствующую любому положительному или отрицательному числу; проверить знания и умения учащихся по изученному материалу; развивать умение анализировать, делать выводы.
Ход урока
I. Организационный момент
«Учиться надо весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом». (Анатоль Франс)
— Что значат эти слова?
II. Устный счет
1. Назовите координаты точек, изображенных на чертеже.
2. Назовите сначала положительные числа, затем отрицательные числа:
— На какие группы можно разделить данные числа?
3. Скорость лодки на озере (в стоячей воде) 5,4 км/ч. С какой скоростью будет плыть лодка по течению реки, если скорость течения 2,7 км/ч?
III. Индивидуальная работа
1 карточка
1. Заасфальтировали 88% дороги, осталось отремонтировать еще 24 км. Найти длину заасфальтированного участка дороги.
2. В роще 600 берез и 200 сосен. Сколько процентов всех деревьев составляют сосны?
3. В пакете сливы. Сначала из пакета взяли 50% слив, затем 50% остатка. После этого в пакете осталось 9 слив. Сколько слив было в пакете первоначально?
2 карточка
1. Отремонтировали 64% всех станков цеха, осталось отремонтировать еще 72 станка. Сколько станков отремонтировали?
2. Смешали 7 кг яблок и 13 кг груш. Сколько процентов смеси составляют яблоки?
3. Из коробки вынули 50% карандашей, а затем еще 40% остатка. После этого в коробке осталось 3 карандаша. Сколько карандашей было в коробке первоначально?
IV. Сообщение темы урока
Сегодня продолжим отрабатывать тему «Координаты на прямой».
V. Закрепление изученного материала
1. По рисункам определить, какие из прямых являются координатными прямыми, а какие — нет. Докажите, почему.
— Что такое координатная прямая?
2. Практическая работа.
а) № 900 стр. 150 (самостоятельно, взаимопроверка).
— Сравните координаты точек:
— Какое из чисел на прямой лежит правее другого? (3,3 правее 5/3; 3,3 правее 2; 2 правее 5/3.)
— Какую закономерность заметили? (На горизонтальной координатной прямой точка с большей координатой лежит правее точки с меньшей координатой.)
— Составьте несколько неравенств, используя координаты данных точек.
б) № 899 стр. 150 (на доске и в тетрадях).
Если учебники свои, можно работать прямо в них.
(Ответы: В (—1,5); С (—4); D (1).)
3. № 896 стр. 149 (устно)
(Ответы: точка Р справа от точки О в 2 см, точка С слева от точки О в 4 см.)
VI. Физкультминутка
VII. Работа над задачей
№ 912 стр. 152 (самостоятельно, устная проверка).
— Прочитайте задачу.
— Что известно? Что надо узнать?
— К какому типу относится данная задача?
— Как найти число по данному значению его дроби?
— Расскажите, как разделить натуральное число на обыкновенную дробь.
— Решите задачу самостоятельно.
— Кто не знает, как решать, подойдите ко мне. (Разобрать аналогичную задачу.)
Решение:
(Ответ: площадь поверхности Венеры 460 млн. км2.)
VIII. Повторение изученного материала
Найди ошибку. (Фронтальная работа.)
На доске по очереди открываются задания, в которых требуется найти ошибку.
IX. Самостоятельная работа (10 мин)
Вариант I
1. Начертите координатную прямую, приняв за единичный отрезок пять клеток тетради. Отметьте на этой прямой точки А (2);
2. Запишите координаты точек А, М, К и Р, изображенных на рисунке.
3. Начертите горизонтальную прямую и отметьте на ней точку А. Правее точки А на расстоянии 3 см отметьте точку В. Отметьте точку О — начало отсчета, если А (—6), а В (—3).
Вариант II
1. Начертите координатную прямую, приняв за единичный отрезок длину четырех клеток тетради. Отметьте на этой прямой точки
2. Запишите координаты точек М, N, К и D, изображенных на рисунке.
3. Начертите горизонтальную прямую и отметьте на ней точки С и D так, чтобы D была правее точки С и CD = 5 см. Отметьте точку О — начало отсчета, если С (-2), a D (3).
X. Подведение итогов урока. Рефлексия
— А сейчас я пре/шагаю вернуться к координатной прямой. Что такое координатная прямая?
— Что называют координатой точки на прямой?
— У вас на партах кружки разного цвета.
Зеленые кружки — да, тема усвоена. Красные — нет, тема не усвоена. Желтые — недостаточно усвоена. Я прошу вас расположить данные кружки на координатной прямой.
— Какого цвета круги будут слева? Почему?
— Какого цвета круги будут справа? Почему?
— Какими числами являются координаты точек на горизонтальной прямой, расположенных: а) слева от начала координат; б) справа от начала координат?
Домашнее задание
№ 890 (б) стр. 144; № 917 (4) стр. 153, № 919 стр. 154.