Цель урока: 1) Сформировать знания о структуре жизни в Мировом океане и ее группах; 2) Развивать знания о путях исследований природы океана; 3) Экологическое воспитание
Метод обучения: словесный
Форма организации: коллективная
Тип урока: комбинированный
Вид урока: проблемное обучение
Оборудование: 1. Физическая карта мира. 2. Видеоматериал
I.Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.
II.Проверка домашнего задания.
1. Воды Мирового океана (площадь Мирового океана 361,1 млн. км²; главные свойства океанических ОВД – температура и соленость; температура зависит от широты – рисунок 25 на стр. 41- и от глубины, солнечные лучи проникают на глубину до
2. Состав вод (соли, газы, органические и нерастворимые вещества – 60 постоянных компонентов; соленость – количество граммов веществ, растворенных в 1 литре воды; промилле – единица измерения солености воды; соленость зависит от соотношения испаряемости, атмосферных осадков, географической широты; у экватора соленость 34‰, у тропиков36 ‰, у полюсов 33‰; самое соленое Красное море – 41‰; соленая вода замерзает при температуре -2°С; плотность показывает какая масса вещества содержится в единице объема; айсберги; 15% поверхности океана занимают льды; при таянии льдов уровень океана поднимется на
3. Значение океанов (льды влияют на климат и затрудняют судоходство; океан отдает тепло атмосфере, увлажняют ее; муссоны – сезонные ветра; облака, реки, дождь, озера – это временно разделенные части океана; самоочищение океана с помощью бактерий; источник морепродуктов, полезных ископаемых, энергии, сырья, дешевые пути сообщения, места отдыха)
4. Водные массы (большие объемы воды с одинаковыми характеристиками – плотностью, прозрачностью, соленостью, наличием кислорода, животного и растительного мира; различают экваториальные, тропические, умеренные и полярные типы; прибрежные и океанические, поверхностные, глубинные и придонные)
5. Поверхностные течения (движение воды в горизонтальном направлении под влиянием постоянных ветров; Северное пассатное течение; Экваториальное противотечение; Гольфстрим; Северо-Атлантическое течение; Канарское холодное, Северное пассатное, Лабрадорское; на юге Атлантики – Южное пассатное, Бразильское, Западных ветров, Бенгельское; Тихий океан – Куросио, Северо-Тихоокеанское, Гумбольдта или Перуанское; ширина Западных ветров – 1000 –
III.Всесторонняя проверка знаний.
1. Точка, из которой производится визирование при полярной съёмке местности (полюс)
2. Чередование природных зон на равнинах (широтная зональность)
3. Антропогенные природные комплексы (сады и водохранилища)
4. Изотермы – это линии с (одинаковой температурой)
5. Жители жарких стран отличаются (тёмным цветом кожи, курчавыми волосами)
6. Где атмосферное давление повышенное? (на равнинах)
7. При движении с запада на восток, понижается температура и солёность воды в (Северном Ледовитом океане)
8. Параллели имеют направление (запад-восток)
9. Природная зона, отличающаяся высоким плодородием почв (степь)
10. Азимут северо-восточного направления равняется (45)
IV.Подготовка к объяснению новой темы. Написать на доске тему урока, объяснить цели урока. Проблемный вопрос: Какие растения и животные обитают в океане? В каких целях используется человеком органический мир морей и океанов? Как рационально их использовать?
V.Объяснение новой темы.
1. Исследование океанов (больше всего биоразнообразие в умеренных широтах из-за обилия планктона и рыбы)
2. Участки обитания в океане (поверхность, толща, дно, побережье; в тропиках организмов меньше из-за солености, но много кораллов)
3. Деление организмов в зависимости от среды обитания (планктон, нектон, бентос; масса планктона в 23 раза меньше массы бентоса)
4. Многообразие органического мира (150 тысяч видов животных, 15 тысяч видов растений)
VI.Усвоение новой темы.
1. Главная причина неравномерности распределения растений и животных на Земле (распределение тепла и влаги)
2. Самым холодным климатическим поясом считается (арктический)
3.Какое море бассейна Северного Ледовитого океана почти не замерзает в зимний период? (Баренцево)
VII.Домашнее задание. § 10
VIII.Итог урока. Комментирование оценок.
Вывод: В настоящее время начался новый этап научно-исследовательских работ, проводимых с целью выяснить причину некоторых таинственных явлений, возникающих в Мировом Океане. Перед человечеством стоит задача более рационального использования, охраны и исследования биологических богатств океана