Цели: закрепить знания по теме «Природные ресурсы»; проверить уровень знаний и умений по теме «Природные ресурсы».
Оборудование: карта «Природные ресурсы», тесты, контурные карты, атласы.
Ход урока
Обсуждение вопросов учебника (с. 48)
Для выполнения данного задания учителю необходимо организовать работу по группам.
В группе, состоящей из четырех человек назначается консультант. Каждая группа обсуждает вопросы 1-ой части «Как вы объясните», а консультант на листочках отмечает «+» и «—» — верные и неверные ответы напротив фамилий каждого ученика. Если учащийся на свой вопрос не знает ответа, то отвечать может любой член группы, знающий ответ на вопрос. После обсуждения вопросов «Как вы объясните», обсуждаются вопросы второй части «Как вы думаете».
Вопросы, которые оказались трудными, и ответа на них группа не нашла, обсуждаются в классе. Во время работы групп учитель проходит по кабинету и слушает ответы учащихся, при необходимости делая поправки.
Каждый ученик зарабатывает баллы (на листках) за ответы на вопросы при работе в группе.
Ответы на вопросы необходимо структурировать. Так в ответе на первый вопрос «Как вы объясните, в чем заключается сходство и различие между понятиями “природа” и “географическая среда”?» Учащийся должен сказать, что понятия «природа» и «географическая среда» сходные, но понятие «природа» более широкое (+1). Географическая среда — та часть природы, с которой человеческое общество непосредственно взаимодействует (+2). Она представлена антропогенными ландшафтами – полями, городами, дорогами, каналами и т.д. (+3). За полный ответ ученик может получить 3 балла.
Вопрос № 1. Почему о ресурсообеспеченности нельзя судить только по размерам запасов?
Ответ: Ресурсообеспеченность – это соотношение между величиной запасов природных ресурсов и размерами их использования (+1). Она выражается количеством лет, на которые должно хватить ресурса (+2) или запасами из расчета надушу населения (+3). Следовательно, о ресурсообеспеченности можно судить, учитывая величину запасов и величину их добычи (чем больше объем добычи, тем на меньшее количество лет хватит ресурса), или численность населения в стране (чем больше численность населения, тем меньше душевой показатель). Всего за вопрос — 3 балла.
Вопрос № 2. В чем заключаются изменения, происходящие в структуре земельного фонда?
Ответ: Постоянно расширяется площадь пашни (+1), сокращается площадь лесов (+2). С другой стороны — эрозия, опустынивание, городская застройка «съедает» почвы (+3). За полный ответ — 3 балла.
Тестирование
Листы с вопросами теста (см. приложение) на два варианта лежат на столах. Учащиеся отвечают в течение 10 минут на вопросы и сдают на проверку.
Ответы:
Вариант I: 1 — б); 2 — в); 3 — б); 4 — б); 5 — а); 6 — в): 7 — а); в),
б); 9 – б); 10 – а).
Вариант II: 1 – б); 2 – а), б), в); 3 – а); 4 – в); 5 – в); 6 – б); 7 – а);
– а); 9 – а); 10 – а).