Урок 9. Ткани. Типы тканей и их свойства

0
933
науки информатики

Цели урока: развить понятия ткань; межклеточное вещество; дать общее пред­ставление о тканях, раскрыть принцип их строения, показать связь строения и фун­кции; продолжить формирование умений работать с микроскопом и фиксировать результаты наблюдений.

Оборудование: таблицы с изображением тканей, микроскопы, микропрепараты однослойного, мерцательного эпителия, поперечно-полосатой, гладкой мышечной и нервной тканей

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Карточка № / (ответ у доски)

Сравните число хромосом в клетках человека до и после деления. Почему, несмотря наделение клетки, число хромосом в ней не изменяется, остается пос­тоянным (46)?

Представьте, что одна изолированная клетка кожи человека поделилась три раза (в искусственных условиях изолированная клетка может размножаться). Оп­ределите:

Сколько станет всего новых (дочерних) клеток вместо одной после трех­кратного деления?

Б. По сколько хромосом будет содержаться в каждой дочерней клетке?

Сколько всего хромосом (сумма) будет содержаться во всех дочерних клет­ках?

Г. Как и из чего образуется столько много новых хромосом при делении клет- ки?

Карточка № 2 (ответ у доски)

Каковы основные этапы процесса клеточного деления?

Каков основной биологический смысл деления клеток?

Пока ученики готовятся к ответу по карточкам № 1 и № 2, все остальные уча­щиеся получают следующие задания (задания предварительно записываются на доске или проецируются на экран с помощь. ТСО или раздаются в виде карто­чек)

Задание № 1. Закончите следующие фразы, вписав недостающие слова.

Среда, в которой находится организм, называется , среда, в кото­рой находятся клетки и ткани, является .

Жидкость, омывающая мышцы, составляет .

Содержимое пищеварительного канала относится к . Из______________________________________

____ клетки получают питательные вещества и кислород, необходимые для

_______ . Питательные вещества используются для построения

__ и восполнения . Энергетические нужды клетки удовлетворя­ются за счет

органических веществ.

(Ключевые слова могут быть предложены в виде дифференцированной помощи отдельным учащимся. Недостающие слова: внешняя среда, биологическое окисле­ние, обмен веществ, внутренняя среда, энергия, клеточные структуры.)

Задание М 2. Конкретизируйте схему, субстрат фермент продукты реакции» на примере опыта по разложению ферментом каталазой пероксида водорода. Допиши­те утверждение.

Субстратом в этой реакции является_____________ , ферментом —

продуктами реакции -_ .

Ответьте, почему с вареным картофелем (мясом) эта реакция не идет.

Актуализация опорных знаний

Что означает следующая запись

Клетка – ткань – орган?

Что такое ткань?

Прочитайте в тексте § 8 (Уч. К.) (§ 3, Уч. Б.; § 4, Уч.Д.) определение понятия «ткань», сравните его со своим. Найдите в нем две части: определяемое слово и группу слов, которая раскрывает его содержание. Во второй части опреде­ления найдите слова, характеризующие наиболее общий признак данного понятия, и признаки, уточняющие общий.

Почему в определении нельзя ограничиться словами: ткань – это группа кле­ток и межклеточное вещество?

Какие вопросы, расширяющие знания, вы хотели бы задать? (Например: Что такое межклеточное вещество? Откуда оно берется? Одинаковы ли понятия «межклеточное вещество» и «межклеточная жидкость»? Что значит, клетки имеют общее происхождение?)

Изучение новой темы

После краткой беседы учащиеся записывают в тетради тему урока и определе­ние понятия «ткань». К теме урока ставятся познавательные вопросы: какие ткани составляют организм человека? Каковы их строение, свойства и функции?

& Ткань – группа клеток и находящееся между ними межклеточное вещество, объединенные общим строением, функцией и происхождением.

й> Дифференциация (от лат. differentia – разность, различие) многоклеточного ор­ганизма на ткани обусловлена приспособлением живой материи к условиям сущес­твования. В процессе эволюции с усложнением потребностей организма появились специализированные клетки, способные выполнить те или иные функции. Соот­ветственно менялась и ультраструктура таких клеток. Процесс формирования тка­ней длителен, он начинается еще во внутриутробном периоде развития и продол­жается в течение всей жизни человека. Из трех зародышевых листков – мезодермы, эктодермы, энтодермы (вспомните трехслойных животных из курса зоологии) – в дальнейшем происходит развитие основных тканей организма человека (эпители­альной, нервной, мышечной, соединительной).

Понятия «межклеточное вещество» и «межклеточная (тканевая) жидкость»- раз­ные понятия.

й Тканевая жидкость пополняется из вышедшей из кровеносного сосуда жид­кой части крови, состав которой при этом изменяется, межклеточное же вещест­во выделяется клетками. (Важно при характеристике ткани описывать не только строение клеток, но и структуру межклеточного вещества.) В дальнейшем мы убедимся в том, что свойства ткани во многом зависят от свойств межклеточного вещества.

Познакомиться со свойствами и функциями некоторых тканей можно при вы­полнении следующей работы.

Лабораторная работа. Местонахождение тканей в организме. Сравнение их свойств и функций.

Сравните неповрежденную кожу и шрамы на коже. Объясните, почему шрамы не загорают и отличаются на ощупь от здоровой кожи.

Отличие заключается в том, что они состоят из разных тканей. В здоровой коже в клетках эпителиальной ткани содержится кожный пигмент – меланж, от него в значительной степени зависит цвет кожи. Под влиянием солнечных лучей про­исходит усиленное образование пигмента и в результате чего появляется загар.

Соединительная ткань здоровой кожи находится под эпителием-эпидермисом и обусловливает ее упругость и эластичностью. В случае поражения основных тканей какого-либо органа заменить утраченные элементы способна соедини­тельная ткань. Из нее как раз и состоят образующиеся после ранения шрамы. Выполнять функции той ткани, которую соединительная ткань заменила, она не может.

Сопоставьте путем пальцами ткани ушной раковины и ключиц. Определите свойства и функции этих тканей.

Ушная раковина состоит из хряща (желтого эластического хряща). Он эластич­ный и гибкий, способен быстро восстанавливать прежнюю форму в случае ее изме­нениям, т. е. способна сопротивляться любым деформациям. Ключица находится непосредственно под кожей и легко прощупывается на всем своем протяжении. Она плотная, твердая. Несет опорную функцию.

Пальпация двуглавой мышцы и выяснение ее функции. Сравнение с гладкой мышечной тканью.

Двуглавая мышца плеча состоит из поперечнополосатой мышечной ткани, ко­торая управляется нашим сознанием. При желании мы можем согнуть руку в лок­тевом суставе. Причина: сокращение мышцы под влиянием нервных импульсов. Для всех мышечных тканей характерно основное свойство – сократимость, т. е. способность на раздражение отвечать укорочением. Но нельзя побледнеть или покраснеть по желанию, потому что расширение и сужение кровеносных сосу­дов происходит независимо от нашего сознания, благодаря сокращению или рас­слабленно гладкой мускулатуры, находящейся в их стенках. Возможно вызвать соответствующие рефлексы. При штриховом раздражении тыльной поверхности кисти кожа вначале бледнее — сосуды сужаются, а затем краснее – сосуды рас­ширяются.

Лабораторная работа. Микростроение тканей. (Лабораторная работа по стро­ению микропрепаратов различных видов тканей или самостоятельная работа по учебнику, поскольку в учебнике даны рисунки и описание препаратов, входящих в школьный комплект частной гистологии.)

Параллельно учащиеся работают с таблицей «Группы тканей человеческого орга­низма» (ксерокопии таблицы на столе у каждого ученика, в дальнейшем она при­крепляется в тетради и используется по мере необходимости)

Закрепление изученного материала

Учащиеся формулируют вопросы по таблице и задают их учителю или по цепочке друг другу.

Домашнее задание

Уч. К.: § 8.

Уч. Б.: § 3, термины, ответить на вопросы 1-6, 8, 9 после таблицы, вопрос 7.

Уч. Д.: §4.