Урок 86. гласный звук [э], БУКВА Ээ
Цели: познакомить с гласным звуком [э], буквой Э э; развивать речь, память, логическое мышление.
Оборудование: учебник, предметные картинки, ребусы, магнитная доска, буквы и слоги.
Ход урока
I. Мобилизующая часть урока.
II. Формирование новых знаний, умений и навыков.
Постановка целей и задач урока.
Фонетическая зарядка.
– Что говорят, когда рыба срывается с крючка? (Эх…!)
1. Дети рассматривают предметную картинку с изображением леса, в котором грибники перекликаются.
Дети определяют, что в лесу можно услышать эхо. Из этого слова выделяется гласный звук [э].
Обращается внимание на то, что этот гласный звук дети уже слышали раньше, когда выделяли его в слогах-слияниях и обозначали буквой е.
Рассматривается слово аэроплан.
Делается вывод, что звук [э] в начале слова и после гласных обозначается буквой э.
Игра «Кто внимательный?».
а) Найдите одинаковый звук в словах:
экран, этажерка, эскимо, эскалатор
б) Назовите имя девочки по первым звукам слов:
Экскаватор мячик медведь автобус
Э м м а
в) Хлопните в ладоши, если услышите звук [э] в словах:
елка, юбка, ива, дятел, единица, эврика, если, щетка, этот, элеватор, экскурсия, дети, электричество, эхо.
Чтение слов в столбиках, с. 181.
Физкультминутка
2. Учитель показывает карточку с буквой Э э.
Буква Э на С дивится,
Словно в зеркало глядится,
Сходство есть наверняка,
Только нету языка!
А. Шибаев
Над лугами в синеве
Пролетает буква Э.
Это ласточка весной
Возвращается домой.
В Степанов
– На что похожа буква э? (Ответы детей.)
3. Ученики печатают букву Э э в тетрадях.
Чтение стихотворения Б. Заходера, с. 181.
Вопросы:
– О каких строителях говорится в тексте?
– Чем они могут измазаться?
– Из чего дети построили домик?
4. Дети рассматривают рисунки на с. 180–181. Называют воздушные средства передвижения.
(Ковер-самолет, воздушный шар, самолет, вертолет, аэроплан и др.).
Физкультминутка
Выразительное чтение стихотворения, с. 180.
Вопросы:
– О чем говорится в тексте?
– Что такое метеорит?
Игра «Найдите слово в слове».
На магнитной доске выложены слова:
чемпион, стряпуха, гречка, хомут
– Какой цветок вручили чемпиону? (Пион.)
– Какое блюдо приготовила стряпуха? (Уха.)
– Как называется водный поток, у которого растет гречка? (Речка.)
– Куда забросили хомут? (Омут.)
III. Итог урока.
– Какую новую букву узнали на уроке?
– Что особенно запомнилось?
– Какие были затруднения?