Цели: дать учащимся представление о житие; продолжать знакомить детей с многообразием творчества русского народа, расширять кругозор учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Учащиеся рассказывают наизусть те отрывки, которые они выучили дома.
Если кто-то из учеников не смог выучить отрывок наизусть, то он читает выбранный отрывок по учебнику.
Физкультминутка
III. Изучение нового материала.
– Одним из жанров древнерусской литературы являются жития.
Житие – повествование о чьей-нибудь жизни (устар.). Слово «житие» в церковно-славянском языке означает «жизнь». Житиями древнерусские книжники называли произведения, рассказывающие о жизни святых.
Жития имеют, прежде всего, религиозно-поучительный смысл. В древнерусских житиях видно светлое начало, умиление красотой мира Божьего. В житиях показаны мягкость святых, их душевная любовь к ближним, радостное исполнение земных трудов, духовная причастность к Христу.
– Сегодня на уроке мы прочитаем отрывок из «Жития Сергия Радонежского».
– Что вы знаете об этом человеке?
– Автором жития преподобного Сергия Радонежского является Епифаний Премудрый. Написано данное произведение было в 1417–1418 годах.
1. Подготовка восприятия учащихся к изучению нового материала.
Для того чтобы ученики лучше поняли смысл текста жития, учителю следует пояснить некоторые моменты, которые не отражены в отрывке, данном в учебнике.
До того как стать монахом, Сергий носит имя Варфоломей, которым его назвали при рождении. С ребёнком Варфоломеем происходят три чуда, которые указывают на то, что ребёнок избран Богом. Ещё до рождения Варфоломей во время богослужения трижды громко закричал в чреве матери, младенцем он отказывался от молока в среду и в пятницу, которые являются постными днями в православной религии, и в эти дни нельзя есть мясную и молочную пищу; в отрочестве он обрел дар понимания грамоты благодаря чудотворному хлебцу, который вручил ему божественный старец.
2. Работа с текстом.
Возможно, на одном уроке будет недостаточно времени, для того чтобы прочитать весь отрывок, поэтому учителю следует разделить текст на части по смыслу и прочитать 1–2 части. Если какие-то слова произведения будут непонятны детям, следует пояснять их значения по ходу чтения.
IV. Итог урока.
Домашнее задание: подготовить выразительное чтение отрывка, прочитанного учителем на уроке (с. 25–31, часть 1-я). Поискать в библиотеке дополнительные сведения о Сергии Радонежском.