Урок 8 В стремлении к красоте

0
1992
информатика


Цель:
углуб ля ть представление о красоте человека.

Задачи:

раскрытие значения понятия «красота человека»;

– развитие стремления стать красивым человеком в истин­ном смысле этого понятия;

– воспитание эстетического восприятия действительности.

Круг радости

Учитель читает стихотворение Р. Сефа «Чудо».

Чудо

Роман Сеф

Ты еще не видел чуда?

Никогда не видел чуда?

Вот беда –

Не видел чуда?

Так сходи

И посмотри.

Ты увидишь

Просто чудо,

Удивительное чудо:

Там, где магазин «Посуда»,

Возле дома номер три,

Сквозь асфальт

У перекрёстка

Пробивается

Берёзка.

Идея стихотворения созвучна домашнему заданию преды­дущего урока. Проверка домашнего задания послужит продол­жению разговора об умении видеть и понимать красоту вокруг и раскрывать для себя её значение в жизни человека.

Проверка домашнего задания

Учащиеся по желанию читают свои истории об открытиях в мире прекрасного. Учитель, комментируя работы учащихся, обращает их внимание на то, что красота часто открывается нам в самых привычных вещах и явлениях, важно лишь пристальнее всмотреться и внимательнее вслушаться в окружающий мир. Это помогает по-новому осмыслить новые аспекты понятия «красота».

Чтение

Углубление представлений детей о красоте продолжается в процессе чтения статьи В. Сухомлинского и осмысления ее содержания. Учитель предлагает прочитать текст нескольким ученикам по очереди.

Через красивое к человеческому

В. Сухомлинский

Красота – важное средство воспитания доброты, трудо­любия, сердечности и любви.

В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое. С того времени, как человек стал человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся на лепестки цветка и вечернюю зарю, он стал всматриваться в самого себя. Человек постиг красоту.

Красота – это глубоко человеческое. Красота существует независимо от нашего сознания и воли, но она открывается человеком или постигается, живет в его душе, не было бы нашего сознания, не было бы и красоты. Мы приходим в мир для того, чтобы постигнуть красоту, утвердить, создать ее.

Красота – это радость нашей жизни. Человек стал Человеком потому, что увидел глубину лазурного неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней зари, прозрачную дымку степных просторов, багровый закат перед ветреным днем, трепетание марева над горизонтом, синие тени в сугробах мартовского снега, журавлиную стаю в голубом небе, отражение солнца в мириадах капель утренней росы, серые нити дождя в пасмурный день, фиолетовое облако на сиреневом кусте, нежный стебелек и голубой колокольчик подснежника – увидел и, изумленный, пошел по земле, создавая новую красоту. Остановись и ты в изумлении перед красотой – и в твоем сердце расцветет благородство. Перед человеком открылась радость жизни потому, что он услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчанье весеннего ручейка и переливы серебряных колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе, шуршанье снежинок и стон метели, ласковое плесканье воды и торжественную тишину ночи – услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей и ты слушать эту музыку. Дорожи красотой, береги ее…

…Красота – один из ручейков, питающих доброту, сердечность, любовь. Изумление кустом шиповника, на котором пылают красные ягоды и оранжевые листья, маленьким кленом и стройной яблонькой с несколькими желтыми листочками, кустом помидоров, обожженных первым ночным дыханием заморозка, – все это пробуждает ласковое, доброжелательное, заботливое отношение к живому и красивому…

… Тот, кто творит красоту, творит счастье для людей. Пусть рядом с пшеничным полем цветет хризантема, рядом со стеблем подсолнечника – роза, рядом с кустом картофеля – куст сирени. Украшая землю, вы творите собственную красоту.

Красота облагораживает только тогда, когда человек работает, создавая хлеб для жизни и красоту для того, чтобы не было жизни только ради самого хлеба. Наш воспитательный идеал – чтобы человек трудился не только ради хлеба, но и для радости, чтобы добрые чувства, возникающие при созерцании красивого, вдохновляли на труд во имя счастья людей…

… Красивое возвышает, одухотворяет, облагораживает человека…

…Красота женщины – вершина человеческой красоты. Восторженное отношение к женской красоте воплотили в бессмертных художественных образах великие поэты – Гомер, Данте, Шекспир, Гете, Пушкин, Шевченко, Мицкевич. Целомудренно воспетая ими красота живых женщин, в которых они сами были влюблены, стала мерилом нравственности, чистоты чувства любви для многих поколений.

Единство внутренней и внешней красоты – это эстетическое выражение нравственного достоинства. Человек стремится быть красивым, хочет выглядеть красивым – это закономерно. Но осуществимость этого стремления зависит от нравственного облика – от того, в какой мере красота человека сливается с его творческой, деятельной сущностью. Ярче человеческая красота проявляется тогда, когда человек занят любимой деятельностью, – внешний облик как бы озаряется внутренним вдохновением. Не случайно красоту дискобола Мирон воплотил в тот момент, когда напряжение внутренних духовных сил сочетается с напряжением сил физических, в этом сочетании – апофеоз красоты. В девушке, помыслы которой – о творчестве, красота ярче и глубже, чем в такой же девушке, изнывающей от безделья. Безделье – враг красоты. Красив человек труда – комбайнер, тракторист, летчик за штурвалом своей машины, садовод у любимого дерева. Внутренняя духовная красота озаряет лицо ученого, мыслителя, поэта, художника, рабочего в тот момент, когда разум воодушевлен, озарен светом творчества.

Если хочешь быть красивым, трудись до самозабвения, трудись так, чтобы ты почувствовал себя творцом, мастером, господином в любом деле. Трудись так, чтобы глаза твои выражали одухотворенность великим человеческим счастьем – счастьем творчества. Внешняя красота имеет свои внутренние, нравственные истоки. Любимое творчество накладывает отпечаток на черты лица, делает их тоньше, выразительнее.

Красоту создают тревога, забота – то, что обычно называют муками творчества. Как неизгладимые морщины откладывает на лице горе, так и творческие заботы являются самым тонким, самым искусным скульптором, делающим лицо красивым. Понятие творчество надо считать многогранным. Внутренняя творческая жизнь, накладывающая тончайший отпечаток на внешнюю красоту, – это не создание новых ценностей. Это также и умение видеть красоту окружающего мира. Тот, кто тонко видит и чувствует красоту, и сам становится красивым. И наоборот, внутренняя пустота придает внешним чертам лица выражение тупого равнодушия, невыразительности.

Если внутреннее духовное богатство создает красоту, то бездеятельность и тем более безнравственная деятельность эту красоту губит. Когда соприкасаешься с многими молодыми людьми в большом коллективе, то среди ярких, запоминаю­щихся лиц видишь лица, которые ничем не обращают на себя внимания – они мелькают, но не запоминаются. Духовная пустота делает внешность человека безликой.

Безнравственная деятельность уродует. Привычка лгать и пустословить постепенно создает блуждающий взгляд: человек избегает прямо смотреть в глаза людям; в его глазах трудно увидеть мысль, он прячет ее. Подхалимство, угодничество придают выражение подобострастия глазам, всему лицу; зависть, эгоизм, подозрительность огрубляют черты лица, придают ему угрюмость, нелюдимость.

Идеал человеческой красоты – это вместе с тем и идеал нравственности. Гармония всестороннего развития – в единстве физического, нравственного, эстетического совершенства. Нельзя сделать прекрасной нашу жизнь, не сделав прекрасным человека во всех отношениях. Вершина человеческой красоты в том, что каждый из миллионов членов нашего общества, говоря образно, засверкает своей внутренней красотой.

Что, по мнению Сухомлинского, делает человека красивым?

Содержание текста перекликается со смыслом изречения Френсиса Бэкона, цитаты прошлого урока. Однако в статье В.Сухомлинского речь идет о бесспорной пользе красоты как средства «воспитания доброты, трудолюбия, сердечности и любви». Главной идеей текста является мысль о единстве внутренней и внешней красоты, что является «эстетическим выражением нравственного достоинства». Знакомство с текстом выводит разговор на новый уровень, который коротко можно обозначить следующей выдержкой: «Нельзя сделать прекрасной нашу жизнь, не сделав прекрасным человека во всех его отношениях».

Задание

При выполнении данного задания важно обратить внимание учащихся на своеобразие красоты человека. Так, на портрете Розы Баглановой, выполненном художником О. Кужеленко, мы видим удивительной красоты женщину. Её лицо, изящная поза, национальный казахский костюм, подчёркивающий изящество стана, – всё вызывает восхищение. Почему возникает такое чувство? Думается, ответ кроется в удивительной гармонии внутреннего состояния певицы и окружающей её действитель­ности. Героиня любит мир, в котором живёт, ощущает себя частицей своего народа, во имя которого она творит.

Изображая железнодорожника, художник М. Калимов увидел человека, уверенно идущего по жизни, с оптимизмом воспринимающего будущее. На нем рабочая спецовка, в руках – путевой фонарь, он, скорее всего, привычно спешит на объект. Но в этом человеке играет энергия молодости, рабочий задор и твёрдая уверенность в полезности своего дела.

Столь разные герои композиций похожи в одном: они по-настоящему красивы. Художникам удалось показать людей, которые понимают своё предназначение и этим счастливы. А счастливый человек прекрасен!

Рассмотрите репродукции картин известных казахстанских художников. Это – портреты разных людей. Можно ли сказать, что эти люди красивы? Почему? Как художникам удалось отразить внутренний мир героев своих произведений?

О.Кужеленко

Портрет народной артистки Розы Баглановой

М.Калимов

Железнодорожник

Задание

Цель задания – дать учащимся возможность осмыслить значение красоты, которое придавали ей известные люди. Приведенные изречения являются как бы иллюстрацией ко всему сказанному на уроках и могут служить обобщением сказанного на уроке.

Прочитайте изречения. Выделите ключевые мысли приведенных высказываний и объясните их смысл.

1. Красота ума вызывает удивление, красота души – уважение.

(Д. Фонвизин.)

2. Прелесть женщины далеко не всегда зависит от ее красоты. внутреннее обаяние женщины несовместимо со злобным характером. Доброта – лучшее украшение женской натуры.

(И. Сельвинский.)

3. Потому мы и радуемся, попадая в природу, что тут мы приходим в себя.

(М.Пришвин.)

4. Удивительно, что может сделать один луч солнца с душой человека!

(М.Пришвин.)

Ключевые мысли каждого из высказываний можно определить следующим образом:

Красота души – важнейшее качество человека.

Доброта является лучшим украшением женщины.

Общение с природой делает нас счастливыми.

Доброе отношение к человеку даёт ему душевные силы.

Резюме

Подводя итоги урока, учитель предлагает прочитать информацию в рубрике «Обращаем внимание». Этот вывод заключает основную идею темы. Можно дополнить эту мысль замечаниями учащихся, звучавшими в ходе урока.

Настоящая красота – в благородстве мыслей, чувств и поступков человека. Человек, который с уважением, пониманием и любовью относится к окружающим людям, природе, труду, стремится делать добро, спешит на помощь ближнему, по-настоящему красив.

Домашнее задание

На дом учащимся можно предложить выполнить одно из заданий, предложенных в тетради, например, задание 4:

Напишите рассказ о красивом человеке, с которым вам повезло встретиться в жизни. Объясните, почему вы считаете его красивым.

Работа над заданием поможет учащимся осмыслить истин­ное значение понятия «красота» на примере общения с людьми.

Круг «От сердца к сердцу»

Учитель читает стихотворение Э.Балашова.

* * *

Эдуард Балашов

Покой таит в себе движенье.

Молчание лелеет звук.

Свет истины, тьма заблужденья

Единый образуют круг.

И путь готов: открыта книга.

Повсюду радость разлита.

Мгновеньем дышит Красота,

И в Красоте – дыханье мига.

В стихотворении заключена важная мысль о том, что каждое мгновение тогда наполнено смыслом, когда осенено красотой. Учителю важно пояснить, что каждому человеку свойственно стремиться к красоте, которую нужно научиться видеть и ценить.

Учитель приглашает всех в круг и предлагает поделиться впечатлениями от урока.

поурочные планы для 6 класса, Самопознание