Урок 8. Урок систематизации и обобщения знаний

0
435
география

В науке надо повторять уроки, Чтобы хорошо помнить их.

В. О. Ключевский

Цели: систематизировать изученный материал; определить уровень сформированное™ предметных компетенций модуля «Познание».

Тип урока: урок контроля знаний.

Ход урока

Г. Организационный момент

Учитель просит назвать модуль (содержательную линию), изучение которого было завершено на прошлом уроке, и далее определяет цели настоящего урока.

П. Работа с основными понятиями модуля

Каждый ряд составляет одну команду. Команда, которая первой и правильно выполнит задание, получает определенное количество баллов. Сумма впоследствии будет разделена на количество членов команды, и полученный балл можно будет использовать для повышения своей индивидуальной оценки. Например, за устный ответ или другую индивидуальную работу на уроке получена оценка «3». У вас в запасе есть 1 балл. Ваше право прибавить его к оценке и получить «4».

Проведем терминологическую эстафету. Обратите внимание, что на первом столе каждого ряда лежат полоски бумаги, на которых написаны термины и отдельно определения этих терминов. Полоски бумаги разложены беспорядочно. На доске – три листа ватмана, на которые каждая команда должна прикрепить термин и соответствующее ему определение.

(Друг за другом ученики подходят к столу и берут одну полоску бумаги.

Эстафету передают касанием ладоней.

Время выполнения 5 минут, количество баллов – 3.

Набор терминов и их определений:

• истина (правильное отражение действительности в мысли, критерием которого в конечном счете является практика);

• познание (общественно-исторический процесс деятельности человека, формирующий знания);

• знание (проверенный практикой результат познания действительности);

• сенсуализм (учение, которое признает основой достоверного знания ощущения);

• рационализм (направление в философии, которое признает основой познания разум);

• исследование (процесс научного изучения объекта);

• дедукция (получение конкретного знания на основе общих знаний);

• индукция (умозаключение от фактов к общему утверждению).

После завершения эстафеты команды имеют право в течение

1 минуты найти ошибки у соперников или исправить свои собственные. Каждая исправленная ошибка соперника добавляет команде

0,5 балла.)

Теперь выполним терминологический диктант. Для этого от каждой команды выходит по одному человеку к доске, остальные пишут ответы в тетрадях. Если задание на доске выполнено правильно, в том числе и грамматически, команда получает 1 балл.

(Учитель диктует определение, ученики записывают термин.

Набор терминов:

1. Чувственное познание, паранауки, агностицизм, абстрактное познание, эмпирический уровень познания.

2. Практика, рациональное познание, ощущение, теоретический уровень познания, относительная истина.

Выполнение этих двух заданий (эстафета и диктант) покажет, как учащиеся готовы к тестированию. Если допущено много ошибок, учитель проводит фронтальную работу над ошибками. В заключение нужно спросить, какие термины еще раз необходимо объяснить.)

Проведем контрольное тестирование.

Время выполнения – 25 минут.

Teem 1

1. Объективная реальность, данная в сознании человека, – это…

а)познание; б)знание;

в) истина; г) воображение.

2. Процесс самопознания не характеризуется…

а) определением своих способностей;

б) формированием отношения к своей внешности;

в) самооценкой;

г) познанием общественных норм и ценностей.

3. Элементарные сведения о природе, о людях, условиях их жизни, общении позволяет получить…

а) мифологическое познание;

б) философское познание;

в) обыденно-практическое познание.

4. Субъект познания – это…

а) совокупность методов и приемов, которые способствуют познанию;

б) познающий человек;

в) то, на что направлено познание.

5. Выберите правильный ответ.

А. Чувственное познание осуществляется в формах ощущения, восприятия и представления.

Б. Понятие, суждение, умозаключение – это формы рационального познания.

а) правильный ответ А; б) правильный ответ Б;

в) правильного ответа нет; г) правильны оба ответа.

6. Обобщенный чувственно-наглядный образ действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании посредством памяти, – это…

а) ощущение; б) восприятие;

в) мировоззрение; г) представление.

7. Суждение – это…

а) форма мысли, устанавливающая связи между отдельными понятиями, и с помощью этих связей что-либо утверждается или отрицается;

б) форма мысли, отражающая общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях;

в) форма мысли, представляющая собой процесс и результат рассуждений, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение;

г) целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон и связей.

8. К критериям истины относится…

а) длительность существования суждения;

б) количество людей, придерживающихся данного суждения;

в) возможность подтверждения суждения на практике;

г) непротиворечивость суждения всем предшествующим.

9. Закончите фразу: «В философии достоверное, правильное знание называется…»

10. Какое из двух приведенных суждений можно отнести к научному выводу?

а) задатки человека носят социальный характер, они приобретаются в ходе социализации личности;

б) природной основой развития способностей человека являются врожденные задатки.

11. Уровень научного познания, характеризующийся преобладанием рациональных форм познания – понятий, умозаключений, теорий, законов, отражающий явления и процессы в аспекте их внутренних связей и закономерностей, – это…

а)теоретический;

б) чувственный;

в) эмпирический.

12. Выберите правильный ответ.

А. Чувственное и рациональное познание являются двумя ступенями познания, они не противопоставляются друг другу.

Б. Чувственное и рациональное познание находятся в постоянном взаимодействии, образуют неразрывное единство познавательного процесса.

а) правильный ответ А;

б) правильный ответ Б;

в) правильного ответа нет;

г) правильны оба ответа.

13. Форма знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве, – это…

а) гипотеза; б) теория;

в) проблема; г) диспозиция.

14. Метод познания, суть которого заключается в изначальном познании отдельны.< свойств изучаемые явлений, на основе которого затем делаются обобщения различного уровня, называется…

а) метод индукции; б) анализ;

в) синтез; г) метод дедукции.

15. Научное познание предполагает…

а) использование опыта повседневной жизни;

б) экспериментальную апробацию гипотезы;

в) понимание художественного текста;

г) интерпретацию исторических фактов.

Тест 2

1. Процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование называется…

а) познание; в) истина;


б)знание; г) воображение.


2. Какой признак не свойственен самопознанию?

а) отражение объективной реальности;

б) выявление сущности своего «я»;


в) выявление своих способностей;

г) отражение индивидуальных ценностей.

3. Фантастическое отражение реальности, познание и объяснение природы и общества народной фантазией позволяет получить…

а) мифологическое познание;

б) философское познание;

в) обыденно-практическое познание.

4. Объект познания – это…

а) совокупность методов и средств, которые способствуют познанию;

б) познающий человек;

в) то, на что направлено познание.

5. Выберите правильный ответ.

А. Ощущение, восприятие и понятие – это формы чувственного познания.

Б. Представление, суждение, умозаключение – это формы рационального познания.

а) правильный ответ А; б) правильный ответ Б;

в) правильного ответа нет; г) правильны оба ответа.

6. Целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании, в совокупности всех своих сторон и связей, называется…

а) ощущение; б) восприятие;

в) мировоззрение; г) представление.

7. Умозаключение – это…

а) форма мысли, устанавливающая связи между отдельными понятиями, и с помощью этих связей что-либо утверждается или отрицается;

б) форма мысли, отражающая общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях;

в) форма мысли, представляющая собой процесс и результат рассуждений, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение;

г) целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон и связей.

8. Правильное, достоверное отражение предметов и явлений действительности познающим человеком называется…

а) познанием; б) истиной;

в) опытом; г) представлением.

9. Закончите фразу: «Главным критерием истины является…».

10. К особенностям научного познания относится…

а) стремление к объективности и доказательности;

3 Поурочные разработки по обществознанию

б) непрерывность познавательного процесса;

в) направленность познания на сферу практической деятельности людей;

г) опора на здравый смысл.

11. Уровень научного познания, на котором преобладает чувственное познание, созерцание и эксперимент, логико-математические методы, называется…

а) теоретический;

б) чувственный;

в) эмпирический.

12. Выберите правильный ответ.

А. Интуиция является одной из форм чувственного познания. Б. Интуиция является одной из форм рационального познания,

а) правильный ответ А; б) правилен ответ Б; в) правильного ответа нет; г) правильны оба ответа.

13. Форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но предстоит познать, называется…

а) проблема; б) теория;

в) гипотеза; г) диспозиция.

14. Метод познания, представляющий собой совокупность логических выводов от общего к частному, от общих суждений о явлениях к частным, называется…

а) метод индукции; б) метод дедукции;

в) анализ; г) синтез.

15. Ненаучное познание предполагает…

а) понимание художественного текста;

б) интерпретацию исторических фактов;

в) использование опыта повседневной жизни;

г) экспериментальную апробацию гипотезы.

Тест 3

1. Определение «осуществляющийся в ходе практики процесс обобщенного отражения действительности, обеспечивающий раскрытие ее закономерных свойств и связей» относится к понятию…

б) мировоззрение;

а) познание; в) мышление;


г) представление.

2. Интуиция – это…

а) мистическое переживание истины;

б) то, что не может быть переведено на язык разума;

в) непосредственное созерцание сущности, бездоказательное постижение истины;

г) познание через божественное озарение.

3. Определите вид познания, имеющий следующие особенности:

• стремление к объективности;

• особое значение эксперимента;

• следование теории;

• преобладание логико-математических методов исследования.

4. Назовите немецкого философа, которому принадлежат вопросы:

• что я могу знать?

• на что я могу надеяться?

• что я должен делать?

• что такое человек?

5. Закон в природе и обществе – это…

а) преобладающие или постоянные факты, отличающие определенные состояния;

б) устойчивая последовательность событий;

в) существенная связь между событиями;

г) некий порядок в мире и в нашем разуме.

6. Направление в философии, отрицающее познаваемость мира, называется…

а)скептицизм; б)агностицизм;

в) рационализм; г)сенсуализм.

7. Направление в философии, выражающее сомнение в существовании внешнего мира, называется…

а) сенсуализм; б) рационализм;

в)агностицизм; г)скептицизм.

8. Выберите правильный ответ.

А. Абсолютная истина – это несомненное, неопровержимое, раз и навсегда установленное знание.

Б. Любое знание, если оно является истинным, представляет собой абсолютную истину,

а) правильный ответ А; б) правильный ответ Б;

в) правильного ответа нет; г) правильны оба ответа.

9. Какие уровни познания имеет научное познание?

а) эмпирический и теоретический;

б) чувственный и рациональный;

в) абсолютный и относительный.

10. Научное знание базируется на…

а) ответственности; б) объективности;

в) убежденности; г) потребности.

11. Гуманитарное познание предполагает…

а) понимание основ медицины;

б) использование опыта повседневной жизни;

в) интерпретацию исторических фактов;

г) экспериментальную апробацию гипотезы.

12. Метод познания, при котором изучаемые явления рассматриваются в динамике, в единстве и борьбе противоположностей, во всем многообразии их форм, называется…

а) диалектический метод; б) сравнительный метод;

в) метафизический метод; г) дедуктивный метод.

13. Совокупность методов, приемов и принципов познания явлений как систем называется…

а) наблюдение;

б) системный подход;

в)сравнительный метод;

г) метод эмпирического описания.

14. Твердая уверенность человека в правоте и истинности разделяемых им взглядов – это…

а) мировоззрение;

б) убеждение;

в) сознание.

15. С точки зрения истинности или ложности возможно оценить…

а) эстетическое восприятие мира;

б) паранаучные исследования;

в) социальный факт;

г) итоги мысленного эксперимента.

Критерии оценивания:

Оценка «5» ставится, если дано 13-15 правильных ответов.

Оценка «4» ставится за 11-12 правильных ответов.

Оценка «3» ставится за 9-11 правильных ответов.

Оценка «2» ставится, если дано 8 и менее правильных ответов.

Ответы:

Тест 1: 1 б, 2 г, 3 в, 4 б, 5 г, 6 г, 7 а, 8 в, 9 истина, 10 б, 11 а, 12 г, 13 а, 14 а, 15 6.

Тест 2: 1 а, 2 а, 3 а, 4 в, 5 в, 6 б, 7 в, 8 б, 9 практика, 10 а, 11 в, 12 в, 13 а, 14 б, 15 в.

Тест 3: 1 в, 2 в, 3 рациональное, 4 И. Кант, 5 а, 6 б, 7 г, 8 а, 9 а, 10 6, 11 в, 12 а, 13 6, 14 6, 15 г.

III. Подведение итогов урока

Учащиеся по сигналу учителя сдают листочки с ответами. Учитель говорит, что принимает ответы в течение 20 секунд и начинает отсчет времени. Это организует процесс и приучает к культуре труда.

Затем учитель просит зачитать вопросы, которые показались ученикам наиболее трудными, спрашивает предполагаемый ответ.

Если ответ ошибочный, вместе с другими ученикам, выполнявшими этот вариант, определяет ответ правильный с обязательным комментарием.

На доске подведены итоги первого этапа урока, каждый ученик на отдельном листочке (их разложил на столах