В науке надо повторять уроки, Чтобы хорошо помнить их.
В. О. Ключевский
Цели: систематизировать изученный материал; определить уровень сформированное™ предметных компетенций модуля «Познание».
Тип урока: урок контроля знаний.
Ход урока
Г. Организационный момент
Учитель просит назвать модуль (содержательную линию), изучение которого было завершено на прошлом уроке, и далее определяет цели настоящего урока.
П. Работа с основными понятиями модуля
Каждый ряд составляет одну команду. Команда, которая первой и правильно выполнит задание, получает определенное количество баллов. Сумма впоследствии будет разделена на количество членов команды, и полученный балл можно будет использовать для повышения своей индивидуальной оценки. Например, за устный ответ или другую индивидуальную работу на уроке получена оценка «3». У вас в запасе есть 1 балл. Ваше право прибавить его к оценке и получить «4».
Проведем терминологическую эстафету. Обратите внимание, что на первом столе каждого ряда лежат полоски бумаги, на которых написаны термины и отдельно определения этих терминов. Полоски бумаги разложены беспорядочно. На доске – три листа ватмана, на которые каждая команда должна прикрепить термин и соответствующее ему определение.
(Друг за другом ученики подходят к столу и берут одну полоску бумаги.
Эстафету передают касанием ладоней.
Время выполнения 5 минут, количество баллов – 3.
Набор терминов и их определений:
• истина (правильное отражение действительности в мысли, критерием которого в конечном счете является практика);
• познание (общественно-исторический процесс деятельности человека, формирующий знания);
• знание (проверенный практикой результат познания действительности);
• сенсуализм (учение, которое признает основой достоверного знания ощущения);
• рационализм (направление в философии, которое признает основой познания разум);
• исследование (процесс научного изучения объекта);
• дедукция (получение конкретного знания на основе общих знаний);
• индукция (умозаключение от фактов к общему утверждению).
После завершения эстафеты команды имеют право в течение
1 минуты найти ошибки у соперников или исправить свои собственные. Каждая исправленная ошибка соперника добавляет команде
0,5 балла.)
Теперь выполним терминологический диктант. Для этого от каждой команды выходит по одному человеку к доске, остальные пишут ответы в тетрадях. Если задание на доске выполнено правильно, в том числе и грамматически, команда получает 1 балл.
(Учитель диктует определение, ученики записывают термин.
Набор терминов:
1. Чувственное познание, паранауки, агностицизм, абстрактное познание, эмпирический уровень познания.
2. Практика, рациональное познание, ощущение, теоретический уровень познания, относительная истина.
Выполнение этих двух заданий (эстафета и диктант) покажет, как учащиеся готовы к тестированию. Если допущено много ошибок, учитель проводит фронтальную работу над ошибками. В заключение нужно спросить, какие термины еще раз необходимо объяснить.)
Проведем контрольное тестирование.
Время выполнения – 25 минут.
Teem 1
1. Объективная реальность, данная в сознании человека, – это…
а)познание; б)знание;
в) истина; г) воображение.
2. Процесс самопознания не характеризуется…
а) определением своих способностей;
б) формированием отношения к своей внешности;
в) самооценкой;
г) познанием общественных норм и ценностей.
3. Элементарные сведения о природе, о людях, условиях их жизни, общении позволяет получить…
а) мифологическое познание;
б) философское познание;
в) обыденно-практическое познание.
4. Субъект познания – это…
а) совокупность методов и приемов, которые способствуют познанию;
б) познающий человек;
в) то, на что направлено познание.
5. Выберите правильный ответ.
А. Чувственное познание осуществляется в формах ощущения, восприятия и представления.
Б. Понятие, суждение, умозаключение – это формы рационального познания.
а) правильный ответ А; б) правильный ответ Б;
в) правильного ответа нет; г) правильны оба ответа.
6. Обобщенный чувственно-наглядный образ действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании посредством памяти, – это…
а) ощущение; б) восприятие;
в) мировоззрение; г) представление.
7. Суждение – это…
а) форма мысли, устанавливающая связи между отдельными понятиями, и с помощью этих связей что-либо утверждается или отрицается;
б) форма мысли, отражающая общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях;
в) форма мысли, представляющая собой процесс и результат рассуждений, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение;
г) целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон и связей.
8. К критериям истины относится…
а) длительность существования суждения;
б) количество людей, придерживающихся данного суждения;
в) возможность подтверждения суждения на практике;
г) непротиворечивость суждения всем предшествующим.
9. Закончите фразу: «В философии достоверное, правильное знание называется…»
10. Какое из двух приведенных суждений можно отнести к научному выводу?
а) задатки человека носят социальный характер, они приобретаются в ходе социализации личности;
б) природной основой развития способностей человека являются врожденные задатки.
11. Уровень научного познания, характеризующийся преобладанием рациональных форм познания – понятий, умозаключений, теорий, законов, отражающий явления и процессы в аспекте их внутренних связей и закономерностей, – это…
а)теоретический;
б) чувственный;
в) эмпирический.
12. Выберите правильный ответ.
А. Чувственное и рациональное познание являются двумя ступенями познания, они не противопоставляются друг другу.
Б. Чувственное и рациональное познание находятся в постоянном взаимодействии, образуют неразрывное единство познавательного процесса.
а) правильный ответ А;
б) правильный ответ Б;
в) правильного ответа нет;
г) правильны оба ответа.
13. Форма знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве, – это…
а) гипотеза; б) теория;
в) проблема; г) диспозиция.
14. Метод познания, суть которого заключается в изначальном познании отдельны.< свойств изучаемые явлений, на основе которого затем делаются обобщения различного уровня, называется…
а) метод индукции; б) анализ;
в) синтез; г) метод дедукции.
15. Научное познание предполагает…
а) использование опыта повседневной жизни;
б) экспериментальную апробацию гипотезы;
в) понимание художественного текста;
г) интерпретацию исторических фактов.
Тест 2
1. Процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование называется…
а) познание; в) истина;
б)знание; г) воображение.
2. Какой признак не свойственен самопознанию?
а) отражение объективной реальности;
б) выявление сущности своего «я»;
в) выявление своих способностей;
г) отражение индивидуальных ценностей.
3. Фантастическое отражение реальности, познание и объяснение природы и общества народной фантазией позволяет получить…
а) мифологическое познание;
б) философское познание;
в) обыденно-практическое познание.
4. Объект познания – это…
а) совокупность методов и средств, которые способствуют познанию;
б) познающий человек;
в) то, на что направлено познание.
5. Выберите правильный ответ.
А. Ощущение, восприятие и понятие – это формы чувственного познания.
Б. Представление, суждение, умозаключение – это формы рационального познания.
а) правильный ответ А; б) правильный ответ Б;
в) правильного ответа нет; г) правильны оба ответа.
6. Целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании, в совокупности всех своих сторон и связей, называется…
а) ощущение; б) восприятие;
в) мировоззрение; г) представление.
7. Умозаключение – это…
а) форма мысли, устанавливающая связи между отдельными понятиями, и с помощью этих связей что-либо утверждается или отрицается;
б) форма мысли, отражающая общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях;
в) форма мысли, представляющая собой процесс и результат рассуждений, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение;
г) целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон и связей.
8. Правильное, достоверное отражение предметов и явлений действительности познающим человеком называется…
а) познанием; б) истиной;
в) опытом; г) представлением.
9. Закончите фразу: «Главным критерием истины является…».
10. К особенностям научного познания относится…
а) стремление к объективности и доказательности;
3 Поурочные разработки по обществознанию
б) непрерывность познавательного процесса;
в) направленность познания на сферу практической деятельности людей;
г) опора на здравый смысл.
11. Уровень научного познания, на котором преобладает чувственное познание, созерцание и эксперимент, логико-математические методы, называется…
а) теоретический;
б) чувственный;
в) эмпирический.
12. Выберите правильный ответ.
А. Интуиция является одной из форм чувственного познания. Б. Интуиция является одной из форм рационального познания,
а) правильный ответ А; б) правилен ответ Б; в) правильного ответа нет; г) правильны оба ответа.
13. Форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но предстоит познать, называется…
а) проблема; б) теория;
в) гипотеза; г) диспозиция.
14. Метод познания, представляющий собой совокупность логических выводов от общего к частному, от общих суждений о явлениях к частным, называется…
а) метод индукции; б) метод дедукции;
в) анализ; г) синтез.
15. Ненаучное познание предполагает…
а) понимание художественного текста;
б) интерпретацию исторических фактов;
в) использование опыта повседневной жизни;
г) экспериментальную апробацию гипотезы.
Тест 3
1. Определение «осуществляющийся в ходе практики процесс обобщенного отражения действительности, обеспечивающий раскрытие ее закономерных свойств и связей» относится к понятию…
б) мировоззрение;
а) познание; в) мышление;
г) представление.
2. Интуиция – это…
а) мистическое переживание истины;
б) то, что не может быть переведено на язык разума;
в) непосредственное созерцание сущности, бездоказательное постижение истины;
г) познание через божественное озарение.
3. Определите вид познания, имеющий следующие особенности:
• стремление к объективности;
• особое значение эксперимента;
• следование теории;
• преобладание логико-математических методов исследования.
4. Назовите немецкого философа, которому принадлежат вопросы:
• что я могу знать?
• на что я могу надеяться?
• что я должен делать?
• что такое человек?
5. Закон в природе и обществе – это…
а) преобладающие или постоянные факты, отличающие определенные состояния;
б) устойчивая последовательность событий;
в) существенная связь между событиями;
г) некий порядок в мире и в нашем разуме.
6. Направление в философии, отрицающее познаваемость мира, называется…
а)скептицизм; б)агностицизм;
в) рационализм; г)сенсуализм.
7. Направление в философии, выражающее сомнение в существовании внешнего мира, называется…
а) сенсуализм; б) рационализм;
в)агностицизм; г)скептицизм.
8. Выберите правильный ответ.
А. Абсолютная истина – это несомненное, неопровержимое, раз и навсегда установленное знание.
Б. Любое знание, если оно является истинным, представляет собой абсолютную истину,
а) правильный ответ А; б) правильный ответ Б;
в) правильного ответа нет; г) правильны оба ответа.
9. Какие уровни познания имеет научное познание?
а) эмпирический и теоретический;
б) чувственный и рациональный;
в) абсолютный и относительный.
10. Научное знание базируется на…
а) ответственности; б) объективности;
в) убежденности; г) потребности.
11. Гуманитарное познание предполагает…
а) понимание основ медицины;
б) использование опыта повседневной жизни;
в) интерпретацию исторических фактов;
г) экспериментальную апробацию гипотезы.
12. Метод познания, при котором изучаемые явления рассматриваются в динамике, в единстве и борьбе противоположностей, во всем многообразии их форм, называется…
а) диалектический метод; б) сравнительный метод;
в) метафизический метод; г) дедуктивный метод.
13. Совокупность методов, приемов и принципов познания явлений как систем называется…
а) наблюдение;
б) системный подход;
в)сравнительный метод;
г) метод эмпирического описания.
14. Твердая уверенность человека в правоте и истинности разделяемых им взглядов – это…
а) мировоззрение;
б) убеждение;
в) сознание.
15. С точки зрения истинности или ложности возможно оценить…
а) эстетическое восприятие мира;
б) паранаучные исследования;
в) социальный факт;
г) итоги мысленного эксперимента.
Критерии оценивания:
Оценка «5» ставится, если дано 13-15 правильных ответов.
Оценка «4» ставится за 11-12 правильных ответов.
Оценка «3» ставится за 9-11 правильных ответов.
Оценка «2» ставится, если дано 8 и менее правильных ответов.
Ответы:
Тест 1: 1 б, 2 г, 3 в, 4 б, 5 г, 6 г, 7 а, 8 в, 9 истина, 10 б, 11 а, 12 г, 13 а, 14 а, 15 6.
Тест 2: 1 а, 2 а, 3 а, 4 в, 5 в, 6 б, 7 в, 8 б, 9 практика, 10 а, 11 в, 12 в, 13 а, 14 б, 15 в.
Тест 3: 1 в, 2 в, 3 рациональное, 4 И. Кант, 5 а, 6 б, 7 г, 8 а, 9 а, 10 6, 11 в, 12 а, 13 6, 14 6, 15 г.
III. Подведение итогов урока
Учащиеся по сигналу учителя сдают листочки с ответами. Учитель говорит, что принимает ответы в течение 20 секунд и начинает отсчет времени. Это организует процесс и приучает к культуре труда.
Затем учитель просит зачитать вопросы, которые показались ученикам наиболее трудными, спрашивает предполагаемый ответ.
Если ответ ошибочный, вместе с другими ученикам, выполнявшими этот вариант, определяет ответ правильный с обязательным комментарием.
На доске подведены итоги первого этапа урока, каждый ученик на отдельном листочке (их разложил на столах