Цели: научить распознавать предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями, грамотно выделять их знаками препинания на письме, а в речи – интонацией.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Словарный диктант.
Дефис, досуха, свитер, шинель, изобретение, верблюжонок, пол-яблока, полуостров, абонемент, искусственный, писатель-классик, конфликт, интеллигент, по-немецки, произносимые всуе.
III. Слово учителя.
Кроме главных и второстепенных членов, в предложении могут быть слова, не являющиеся членами предложения, не связанные с другими словами ни подчинительной, ни сочинительной связью, то есть слова, грамматически не связанные с членами предложения. Это обращения, вводные слова и вставные конструкции. Они могут употребляться как в устной, так и в письменной речи.
– Что такое обращение? Придумайте предложение с обращением.
Провожающие, просим вас освободить вагоны.
Не шуми ты, рожь, спелым колосом! (И. Кольцов.)
Благодарю тебя за хлопоты, Саша.
Вывод: обращение может стоять в начале, в середине и в конце предложения. Обращение в предложении выделяется запятыми, а если произносится с особым чувством, то после него ставится восклицательный знак и идущее дальше предложение начинается с прописной буквы.
– Что называется вводными словами?
– Какие значения имеют вводные слова?
а) Различную степень уверенности, неуверенности, предположения;
б) различные чувства;
в) источник сообщения;
г) порядок мыслей и их связь;
д) замечания о способах оформления мыслей.
– Охарактеризуйте предложение.
Пурга, я уверен, скоро кончится.
– Для чего служат вводные слова и вводные предложения?
(Они служат для выражения оттенков мыслей, указания на источник сообщения, передачи различных чувств.)
– Что такое вставные конструкции?
Вставные конструкции содержат добавочные сообщения, попутные замечания. На письме вставные конструкции выделяют скобками или тире. Например :
1) Однажды вечером (это было в начале октября 1773 года) сидел я дома один… (А. С. Пушкин.)
2) Если я заболею,
__ к врачам обращаться не стану,
Обращаюсь к друзьям
(не сочтите, что это в бреду):
постелите мне степь,
занавесьте мне окна туманом,
в изголовье поставьте
ночную звезду.
Я. Смеляков
IV. Зрительный диктант на основе упражнения 38.
Задание. (Учащиеся каждого варианта получают по четверостишию.) Вставить пропущенные слова и словосочетания, расставить пропущенные знаки препинания, объяснить их постановку, указать обращение, рассказать о знаках препинания при обращении и воспроизвести указанное четверостишие по памяти.
V. Итог урока.
Домашнее задание. § 6, упр. 39.