Урок 76. Население и трудовые ресурсы территории

0
911
информатика

Цели: Дать характеристику населения и трудовых ресурсов. Определить особен­ности национального состава, уровень урбанизации, размещения населения.

Закрепить приемы чтения тематических карт, статистических материалов. Про­вести социологические исследования.

Оборудование: Карта «Народы России», плотность населения, «население терри­тории» – карта.

Ход урока

Организационный момент

Учащиеся к уроку получали опережающие задания.

Практическая работа

Задания:

Выясните особенности рынка труда в вашем регионе. Какие профессии и по­чему наиболее престижны в вашем регионе? Как решаются проблемы безра­ботицы?

Докажите, что между городскими и сельскими поселениями нет четкой грани­цы (или есть граница) в вашем регионе.

Разработайте проект «Мой населенный пункт в будущем».

Передайте мысли о любимом городе, поселке городского типа, селе в очерке, рассказе, стихах, картине и т. д.

Изучите гербы городов вашего субъекта РФ. Расскажите, используя гербы об обычаях города, о занятии и характере местных жителей.

Каков национальный состав населения вашей республики (области, края)? Ка­кие религии представлены в вашем регионе?

Изучите родословную своей семьи и составьте генеалогическое дерево своей семьи.

Изучите 10 семей (соседей, родных). Выясните, как изменяется количество де­тей в семьях.

Далее изучение темы проводится в виде беседы с использованием карт, текста.

Учащихся выступают по опережающим заданиям:

Кто и когда заселял территорию вашего субъекта РФ?

Какова численность населения вашей территории?

Как изменяется численность населения (рождаемость, смертность, естествен­ный прирост)? Выступление учащихся с социологическим исследованием (См. задание 8 выше).

Как размещается население на территории вашего региона (республики, об­ласти, края)? Какие миграции характерны для вашей местности? (Работа про­водится по карте плотности населения.)

Какие народы живут на территории вашей республики, края, области? (Сооб­щения об обычаях, традициях народов.)

Определите уровень урбанизации субъекта. Какие города имеются в вашей области, республике, крае.

Оцените трудовые ресурсы территории. Количественная оценка – достаточно ли обеспечена территория трудовыми ресурсами. Каков уровень безработицы?

Закрепление

Какова численность населения вашей области, республики, края, округа?

Какое место среди субъектов РФ занимает ваша территория по численности населения в России?

Как изменяется численность населения в вашей территории? Почему?

Какие национальности проживают на территории вашей республики, города?

Какие миграционные процессы характерны для вашей территории?

Наиболее высокая доля русского населения в городе ….

Наибольшая плотность населения на (юге, севере, западе, востоке).

Большее количество городов распложено на … (юге, севере,…).

В регионе преобладает население (городское, сельское).

В каком городе самая большая численность населения, самая маленькая чис­ленность?