Раздел 6. ГЕОГРАФИЯ СВОЕЙ РЕСПУБЛИКИ, КРАЯ, ОБЛАСТИ, АВТОНОМНОГО ОКРУГА
Цели: Познакомить с особенностями физико- и экономико-географического положения территории (субъекта) России. Углубить знания о географическом положении, закрепить умение самостоятельно оценивать географическое положение любой территории. Оборудование: Физическая и политико-административная карты России.
Ход урока
Организационный момент
На столах лежат планы характеристики физико- и экономико-географического положения для групповой работы по изучению физико- и экономико-географического положения субъекта Российской Федерации.
Одна группа работает по плану характеристики ФГП территории. Вторая характеризует по плану ЭГП. Группы дублируют друг друга. При обсуждении ФГП и ЭГП группа-дублер дополняет, исправляет выступающую группу.
Практические работа
группа
План характеристики территории:
Границы территории (в какой части России находится).
Расположение по отношению к экватору, между какими широтами, в каком поясе освещенности.
Расположение по отношению к нулевому меридиану, между какими долготами, в каком часовом поясе. Координаты крайних точек.
Величина территории.
Соседние территории, особенности их природы.
Расположение относительно океанов.
Особенности климата, связанные с географическим положением территории.
Вывод о положении изучаемой территории на материке, о влиянии широт на ее природу.
группа
План характеристики ЭГП:
Состав территории. Расположение ее на территории государства. Экономическое окружение.
Положение по отношению к крупным топливно-энергетическим и сырьевым базам страны.
Промышленно-географическое положение относительно источников энергии, центров обрабатывающей промышленности, научно-технических баз.
Положение по отношению к рынкам сбыта.
Демографическое положение относительно трудовых ресурсов, научно-техни- ческим кадрам.
Рекреационно-географическое положение (места отдыха и туризма).
Транспортно-географическое положение (положение по отношению к железным дорогам, рекам, автодорогам, нефте- и газопроводам.
Положение по отношению к изменению ЭГП во времени.
группа
Отметить и рассмотреть особенности географического положения своего района, города (населенного пункта).
группа
Задание: Составление ЛОС (логической опорной схемы) на контурной карте.
В течение 15 минут учащиеся работают над своим заданием в группах и готовят отчет. Затем от групп в течение 2 минут выступают учащиеся с отчетом, с дополнением от группы выступает дублер – 1 минута.
В конце делается вывод о благоприятных и неблагоприятных чертах географического положения территории.
Закрепление
На каком материке находится ваша территория (субъект)?
С кем граничит?
Какое место занимает по площади среди субъектов России?
Какова площадь субъекта РФ?
Какова протяженность территории с севера на юг и с запада на восток?
Какую форму (очертание) имеет территория?
Столица республики – …, главный город области – … .
С кем граничит территория (на западе, север, юге, востоке)?
Через территорию проходят магистральные транспортные пути:
а) железные дороги – … ;
б) автодороги – … ;
в) судоходные реки – … ;
г) нефтегазопроводы
Территория омывается морями и океанами – … .