Урок 75. Географическое положение территории

0
606
хакер

Раздел 6. ГЕОГРАФИЯ СВОЕЙ РЕСПУБЛИКИ, КРАЯ, ОБЛАСТИ, АВТОНОМНОГО ОКРУГА

Цели: Познакомить с особенностями физико- и экономико-географического положе­ния территории (субъекта) России. Углубить знания о географическом положении, закре­пить умение самостоятельно оценивать географическое положение любой территории. Оборудование: Физическая и политико-административная карты России.

Ход урока

Организационный момент

На столах лежат планы характеристики физико- и экономико-географического по­ложения для групповой работы по изучению физико- и экономико-географического положения субъекта Российской Федерации.

Одна группа работает по плану характеристики ФГП территории. Вторая харак­теризует по плану ЭГП. Группы дублируют друг друга. При обсуждении ФГП и ЭГП группа-дублер дополняет, исправляет выступающую группу.

Практические работа

группа

План характеристики территории:

Границы территории (в какой части России находится).

Расположение по отношению к экватору, между какими широтами, в каком поясе освещенности.

Расположение по отношению к нулевому меридиану, между какими долгота­ми, в каком часовом поясе. Координаты крайних точек.

Величина территории.

Соседние территории, особенности их природы.

Расположение относительно океанов.

Особенности климата, связанные с географическим положением территории.

Вывод о положении изучаемой территории на материке, о влиянии широт на ее природу.

группа

План характеристики ЭГП:

Состав территории. Расположение ее на территории государства. Экономиче­ское окружение.

Положение по отношению к крупным топливно-энергетическим и сырьевым базам страны.


Промышленно-географическое положение относительно источников энергии, центров обрабатывающей промышленности, научно-технических баз.

Положение по отношению к рынкам сбыта.

Демографическое положение относительно трудовых ресурсов, научно-техни- ческим кадрам.

Рекреационно-географическое положение (места отдыха и туризма).

Транспортно-географическое положение (положение по отношению к желез­ным дорогам, рекам, автодорогам, нефте- и газопроводам.

Положение по отношению к изменению ЭГП во времени.

группа

Отметить и рассмотреть особенности географического положения своего района, города (населенного пункта).

группа

Задание: Составление ЛОС (логической опорной схемы) на контурной карте.

В течение 15 минут учащиеся работают над своим заданием в группах и готовят отчет. Затем от групп в течение 2 минут выступают учащиеся с отчетом, с дополне­нием от группы выступает дублер – 1 минута.

В конце делается вывод о благоприятных и неблагоприятных чертах географиче­ского положения территории.

Закрепление

На каком материке находится ваша территория (субъект)?

С кем граничит?

Какое место занимает по площади среди субъектов России?

Какова площадь субъекта РФ?

Какова протяженность территории с севера на юг и с запада на восток?

Какую форму (очертание) имеет территория?

Столица республики – …, главный город области – … .

С кем граничит территория (на западе, север, юге, востоке)?

Через территорию проходят магистральные транспортные пути:

а) железные дороги – … ;

б) автодороги – … ;

в) судоходные реки – … ;

г) нефтегазопроводы

Территория омывается морями и океанами – … .