Цели: Закрепить знания об экономических районах России. Проверить умение давать экономико-географическую характеристику району по картам, статистическому материалу. Проверить знание «улиц» района, умение определять экономический район по некоторым признакам.
Оборудование: Физическая, политико-административная, топливная промышленность, электроэнергетика и другие тематические карты России.
Ход урока
Организационный момент
Практическая работа
Практическая работа на 10-15 минут. Дать характеристику одного из изученных районов по плану:
Состав района;
ЭГП района;
Природные условия и ресурсы;
Население;
Хозяйство:
а) отрасли специализации;
б) территориальная структура хозяйства (узлы, ТПК);
Проблемы и перспективы района. «Миссия» района.
В классе с «сильным» составом экономический район для характеристики учащимся определяет учитель. Работа проводится по картам атласа.
В классе со «слабым» составом ученик сам выбирает экономический район. План заранее записан на доске. Его можно вспомнить и при фронтальной беседе.
Учащиеся пишут краткую характеристику экономического района. Затем в группе обсуждают свои характеристики: заслушивают друг друга, задают вопросы, исправляют ошибки (7-10 минут). После этого учащиеся вслух отвечают по своим характеристикам перед всем классом. Учитель называет экономический район. Учащийся, которого выбирает учитель, называет 5-6 черт, характерных для данного района. Таким образом, повторяются все экономические районы России.
Письменный диктант.
Учитель дает краткую характеристику района, не называя его, учащиеся определяют район и записывают название в тетрадь. Например:
Характеристика М 1
В этом районе важнейшими отраслями специализации являются гидроэнергетика, машиностроение, нефтехимия.
Развит речной транспорт.
Развито транспортное машиностроение (производство автомобилей, самолетов, троллейбусов).
Ответ: Поволжье.
Характеристика М 2
Это самый маленький по площади район.
Важнейшая отрасль специализации – машиностроение.
Крупнейший город района – морской порт.
Ответ: Северо-Западный район.
Характеристика № 3
На территории этого района находится несколько крупных морских портов.
Отраслями специализации являются рыбная, цветная металлургия, лесная.
Район имеет территориальные претензии со стороны «морского соседа».
Ответ: Дальний Восток.
Характеристика М 4
В этом экономическом районе ведется добыча железной руды.
В районе нет ни одного города-миллионника.
Благодаря плодородным почвам отраслью специализации является сельское хозяйство (или АПК).
Ответ: Центрально- Черноземный район.
Характеристика № 5
На западе района ведется добыча руд, а на востоке – топлива (угля, нефти, газа).
Коренное население района относится к финно-угорской группе.
Здесь недавно начата добыча алмазов.
Ответ: Северный район.
Характеристика № 6
Это один из самых крупных по площади районов России:
Отраслями специализации являются: гидроэнергетика, лесная, цветная металлургия?
На территории района нет городов-миллионников.
Ответ: Восточная Сибирь.
Характеристика М 7
В районе очень благоприятные природные условия.
Отрасли специализации: АПК, рекреационное хозяйство.
Важная проблема района – водная.
Ответ: Северный Кавказ.
Характеристика М 8
В состав района входят только области.
Это индустриальное ядро России.
Отраслями специализации являются точное и наукоемкое машиностроение, химическая и текстильная промышленности.
Ответ: Центральный район.
Характеристика № 9
Это район нефти, газа и угля.
Значительная часть района заболочена.
Распространен «вахтовый» метод работы.
Ответ: Западная Сибирь.
Характеристика № 10
На территории района находится старая металлургическая база.
Это сухопутный район.
Одна из отраслей специализации – тяжелое машиностроение.
Ответ: Урал.
Характеристика №11
Это самый многонациональный район России.
На юге района распложены горы.
Большая часть населения живет в станицах и аулах.
Ответ: Северный Кавказ.
Учащиеся, которые не справились с последним заданием дома, составляют подобный диктант (предположим на 5-7 районов) или отвечают на задания в уч. А. с. 303-305 (например, № 1-4, 6, 8, 4 задания на выбор).
Учащиеся, выполнившие работу на «4», могут также выполнить задания по уч. А. из раздела «Обмен ценностями» и повысить оценку.
Домашнее задание
К следующему уроку подготовить сообщение о стране СНГ или о стране Балтии. Распределить 14 стран между учащимися или группы стран.
Учащиеся готовят сообщения на 2-3 минуты, выполняют картосхему на ксерокс- ном листе и готовят «Сюрприз от страны». Сюрпризом может быть:
а) стихотворение поэта данной страны;
б) изделие народного художественного творчества;
в) песня, пословицы и поговорки.