Урок 72. Экономические районы России (обобщающий урок)

0
963
информатика

Цели: Закрепить знания об экономических районах России. Проверить умение давать экономико-географическую характеристику району по картам, статистиче­скому материалу. Проверить знание «улиц» района, умение определять экономиче­ский район по некоторым признакам.

Оборудование: Физическая, политико-административная, топливная промыш­ленность, электроэнергетика и другие тематические карты России.

Ход урока

Организационный момент

Практическая работа

Практическая работа на 10-15 минут. Дать характеристику одного из изучен­ных районов по плану:

Состав района;

ЭГП района;

Природные условия и ресурсы;

Население;

Хозяйство:

а) отрасли специализации;

б) территориальная структура хозяйства (узлы, ТПК);

Проблемы и перспективы района. «Миссия» района.

В классе с «сильным» составом экономический район для характеристики уча­щимся определяет учитель. Работа проводится по картам атласа.

В классе со «слабым» составом ученик сам выбирает экономический район. План заранее записан на доске. Его можно вспомнить и при фронтальной беседе.

Учащиеся пишут краткую характеристику экономического района. Затем в груп­пе обсуждают свои характеристики: заслушивают друг друга, задают вопросы, ис­правляют ошибки (7-10 минут). После этого учащиеся вслух отвечают по своим харак­теристикам перед всем классом. Учитель называет экономический район. Учащийся, которого выбирает учитель, называет 5-6 черт, характерных для данного района. Таким образом, повторяются все экономические районы России.

Письменный диктант.

Учитель дает краткую характеристику района, не называя его, учащиеся опреде­ляют район и записывают название в тетрадь. Например:

Характеристика М 1

В этом районе важнейшими отраслями специализации являются гидроэнерге­тика, машиностроение, нефтехимия.

Развит речной транспорт.

Развито транспортное машиностроение (производство автомобилей, самолетов, троллейбусов).

Ответ: Поволжье.

Характеристика М 2

Это самый маленький по площади район.

Важнейшая отрасль специализации – машиностроение.

Крупнейший город района – морской порт.

Ответ: Северо-Западный район.

Характеристика № 3

На территории этого района находится несколько крупных морских портов.

Отраслями специализации являются рыбная, цветная металлургия, лесная.

Район имеет территориальные претензии со стороны «морского соседа».

Ответ: Дальний Восток.

Характеристика М 4

В этом экономическом районе ведется добыча железной руды.

В районе нет ни одного города-миллионника.

Благодаря плодородным почвам отраслью специализации является сельское хозяйство (или АПК).

Ответ: Центрально- Черноземный район.

Характеристика № 5

На западе района ведется добыча руд, а на востоке – топлива (угля, нефти, газа).

Коренное население района относится к финно-угорской группе.

Здесь недавно начата добыча алмазов.

Ответ: Северный район.

Характеристика № 6

Это один из самых крупных по площади районов России:

Отраслями специализации являются: гидроэнергетика, лесная, цветная метал­лургия?

На территории района нет городов-миллионников.

Ответ: Восточная Сибирь.

Характеристика М 7

В районе очень благоприятные природные условия.

Отрасли специализации: АПК, рекреационное хозяйство.

Важная проблема района – водная.

Ответ: Северный Кавказ.

Характеристика М 8

В состав района входят только области.

Это индустриальное ядро России.

Отраслями специализации являются точное и наукоемкое машиностроение, хи­мическая и текстильная промышленности.

Ответ: Центральный район.

Характеристика № 9

Это район нефти, газа и угля.

Значительная часть района заболочена.

Распространен «вахтовый» метод работы.

Ответ: Западная Сибирь.

Характеристика № 10

На территории района находится старая металлургическая база.

Это сухопутный район.

Одна из отраслей специализации – тяжелое машиностроение.

Ответ: Урал.

Характеристика №11

Это самый многонациональный район России.

На юге района распложены горы.

Большая часть населения живет в станицах и аулах.

Ответ: Северный Кавказ.

Учащиеся, которые не справились с последним заданием дома, составляют подобный диктант (предположим на 5-7 районов) или отвечают на задания в уч. А. с. 303-305 (например, № 1-4, 6, 8, 4 задания на выбор).

Учащиеся, выполнившие работу на «4», могут также выполнить задания по уч. А. из раздела «Обмен ценностями» и повысить оценку.

Домашнее задание

К следующему уроку подготовить сообщение о стране СНГ или о стране Балтии. Распределить 14 стран между учащимися или группы стран.

Учащиеся готовят сообщения на 2-3 минуты, выполняют картосхему на ксерокс- ном листе и готовят «Сюрприз от страны». Сюрпризом может быть:

а) стихотворение поэта данной страны;

б) изделие народного художественного творчества;

в) песня, пословицы и поговорки.