Урок 72 А. Т. ТВАРДОВСКИЙ (1910–1971). СТИХОТВОРЕНИЯ ПОЭТА

0
10
информация

Урок 72 А. Т. твардовский (1910–1971). стихотворения поэта

Цели: познакомить с биографией поэта, его творчеством; подчеркнуть любовь поэта к родной природе, выразительность и простоту языка, выражающего глубину чувств Твардовского; учить анализу стихотворений, отбору материала, его расположению, использованию.

Методические приемы: аналитическая беседа, выразительное чтение, чтение наизусть.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Чтение наизусть стихотворений Б. Пастернака.

III. Изучение новой темы.

На доске эпиграф:

Твардовский – художник с мудрым сердцем и чистой совестью, до последнего дыхания преданный поэзии, человек большого гражданского мужества и честности.

К. Кулиев

1. Слово учителя.

Слова К. Кулиева достаточно глубоко, полно говорят нам о человеке, с творчеством которого мы начинаем наше знакомство сегодня на уроке.

Вы уже познакомились с автобиографией поэта, высказываниями о нем современников. Какой вам видится личность Твардовского? Представим себе картину зимнего вечера в доме Твардовских.

Чтение материала учебника, с. 144–147.

2. Беседа по вопросам.

– Какие качества души матери унаследовал будущий поэт?

– О чем его первые стихи? (Впечатлительность и чуткость, ей нравилось все: и далекая песня и запах сена, и одиноко стоящее деревце. Тема первых стихов – защита природы.)

– Кто помог Твардовскому сделать первые шаги на пути всеобщего признания?

3. Чтение статьи «Уроки Твардовского» (воспоминания художника Верейского, с. 147).

4. Чтение учителем стихотворения «К обидам горьким собственной персоны…».

– Каким человеком представляется нам Твардовский в этом стихотворении? (Скромным, не желавшим разделять свои обиды с другими (не жаловаться), не требовать ни от кого участья («добрых душ»), жить страдой (работа) бессонной, не жаловаться, что тебе очень трудно. Не менять своих взглядов, не кривить душой в угоду кому-то, «быть самим собой» – искренним, честным, не отступать от своих принципов. Жить честно, и «так со своей управиться судьбой», чтобы она была похожа своими горестями и радостями на судьбу другого человека.)

5. Работа со стихотворением «Братья».

Твардовский не мог забыть родное Загорье, где он провел детство.

6. Чтение стихотворения учителем.

7. Беседа по вопросам.

– Какие картины детства встают перед нами? (Братья были еще детьми, любили то, что их окружало.)

– Как отец обращался к детям и зачем? (За ловкость, за способность к любой работе отец называл их сынами, беседовал с ними по-взрослому, сажая около («обапол») себя. Отец с детства учил их решать житейские вопросы, и братья сидели гордые тем, что с ними разговаривали, как со взрослыми, как с «большими», «женатыми людьми». Но они оставались детьми и испытывали страх по ночам, слыша сверчка или какой-то непонятный шорох, шум сена. Все было в их детстве: и грибы, и желуди, которые тогда были вкусными. Прошли годы, пути у братьев разошлись, и теперь поэт, обращаясь к брату, беспокоится о судьбе его. На Беломорском канале работали сосланные.)

– Каким чувством проникнуты первые 4 строфы? Последняя? (Радость, гордость – и сожаление, грусть, ощущение потери.)

– Какова тема стихотворения? (Тема детства, ушедшего безвоз-вратно.)

8. Работа со стихотворением «Снега потемнеют синие».

1) Чтение стихотворения подготовленным учеником.

2) Беседа по вопросам.

Задание: определить тему (природа, весна); нарисовать картины наступления весны. (Темнеют снега, талая вода отыскивает низкое место (низину) в лесу и становится «недвижной гладью». Но ночью бурно и шумно она вливается в ручьи, выбивая их из русла. Земля еще «сонная», талая, обвянет (станет мягкой) едва, и сквозь старую листву пробивается молодая зелень. Ольха цветет. Пыльца с нее летит, касается лица точно так же, как в детстве. И вспоминается детство, и сердце обретает весной (весна – возрождение, надежды, мечты) свежесть и силу. И ты чувствуешь: сила не только была да канула (ушла, исчезла), но она есть и будет.)

– Назвать художественные средства. (Метафора – недвижная «гладь» – вода; воды «ринутся», земля сонная, трава прошивает листву. Это стихотворение было написано человеком, прожившим определенное количество лет, уставшим от жизни, потерявшим силы, энергию.)

IV. Подведение итогов урока.

– С каким чувством вспоминает поэт свое детство?

Домашнее задание: прочитать самостоятельно стихотворения Твардовского, определить их тему; постараться передать в выразительном чтении теплоту и радость, горечь и сожаление, которыми наполнены эти стихи; подготовиться к конкурсу «Поэзия Твардовского».

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь