Урок 79 ЕВГЕНИЙ ИВАНОВИЧ НОСОВ. «ЖИВОЕ ПЛАМЯ»

0
13
литература

Урок 79 ЕВГЕНИЙ ИВАНОВИЧ НОСОВ. «ЖИВОЕ ПЛАМЯ»

Цели: подвести к размышлению о смысле существования человека на земле, об истинных и мнимых ценностях; развивать навыки анализа текста.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Тест по рассказу «Кукла».

1. Жанр произведения:

а) воспоминания;

б) рассказ;

в) быль.

2. Описывая реку, рыбалку, траву, цветы, автор поднимает проблему:

а) экологическую;

б) взросления человека;

в) благодарности всему живому.

3. Протест против равнодушия, безразличного отношения к окружающему вложен в уста:

а) учителя;

б) учеников;

в) Акимыча.

4. Эпизод с куклой показался Акимычу таким страшным, потому что:

а) напомнил военное время;

б) дети не жалеют игрушки;

в) люди засоряют окружающую среду.

5. В этом произведении авторская позиция:

а) отчетливо выражена;

б) скрыта;

в) нейтральна.

6. Главная отличительная черта Акимыча:

а) постоянное ощущение собственной правоты;

б) жалость к обиженным;

в) чувство ответственности за все, что происходит.

7. Название этого произведения:

а) определяет его тематику;

б) имеет обобщающий смысл;

в) указывает на главного героя.

8. В основе сюжета произведения:

а) фантастика;

б) жизненная ситуация;

в) сочетание фантастики и реальности.

1

2

3

4

5

6

7

8

б

а

в

а

а

в

б

б

III. Изучение новой темы.

1. Беседа по прочитанному рассказу «Живое пламя».

– О чем поведал нам писатель и как можно объяснить его название? («Да, сгорел… – вздохнула, словно по живому существу, тетя Оля. – …Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает…» Тетя Оля смотрела на мак, но говорила о своем сыне, который погиб, вспыхнув живым пламенем. Он без оглядки спикировал на спину тяжелого фашистского бомбардировщика.)

– Какие литературные приемы использует автор, чтобы показать красоту короткой, но яркой жизни маков? (Эпитеты – «трепетно-ярким огнем», «озорной» (дразнящей), сравнения – «зажженные факелом»; метафоры – «маки вспыхивали», «померкли». Автор использует прием сопоставления, сравнения.)

– О каком герое вспоминаем мы, когда читаем этот рассказ? (О Данко. «”Что сделаю я для людей?” И вдруг он разорвал руками себе грудь и вынул из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца…»)

2. Чтение рассказа учителем и учениками.

Вывод. Есть две формы жизни – тление и горение; красивые и сильные выбирают вторую форму жизни; вспыхнут, как пламя, и погаснут, но память о них жива, их подвиг совершен ради людей, ради их жизни и счастья; вспомните Ужа и Сокола: «мне здесь прекрасно: тепло и сыро» – «О счастье битвы!»; маки вспыхнули и, озарив все вокруг радостью и светом, погасли; герой, одарив всех своей любовью, вспыхнул и угас. Но «Безумство храбрых – вот мудрость жизни!» (М. Горький.)

IV. Подведение итогов урока.

– Понравился ли вам рассказ?

Домашнее задание: составить краткий рассказ-справку о Казакове для энциклопедии, используя учебник, материал на с. 180–181.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь