Урок 70. Размножение в органическом мире

0
854
литература

[1]

Цель урока: продолжить развитие общебиологических понятий о самовоспроиз­ведении организмов, познакомить с особенностями полового размножения у чело­века, со строением его половых желез и половых клеток; продолжить формирование умений определять особенности строения органа в связи с выполняемой функцией Оборудование: таблицы «Схема двойного оплодотворения у покрытосеменных растений», «Оплодотворение у хордовых», Биологический круг для игры «Биоком», модель куриного яйца

Ход занятия

Организационный момент

Актуализация опорных знаний

Для проверки знаний по теме «Кожа» организуется игра «Биоком»[2].

Игра состоит из 3 туров, участвуют 4 команды со своими названиями, в каждой по 3 человека.

Остальные учащиеся – зрители.

Очередность участия в игре разыгрывается жеребьевкой. На игровом поле указано коли­чество баллов за правильный ответ; Б – банк­рот, вопрос снимается и передается зрителям; + – количество баллов, указанных в секторе, суммируется. Играющие располагаются так, чтобы не закрывать поле от остальных игро­ков. Один из играющих кружит волчок. Учи­тель читает вопрос, на обдумывание дается 30 с. Если ответ не точен, количество баллов уменьшается.

Если ответ неверен или члены команды не знают ответа, вопрос адресуется зрителям. За правильный ответ зрителю выдается жетон (в конце игры на основании жетонов выставляются оценки). Если на поставленный вопрос никто не может дать правиль­ный ответ, отвечает учитель.

Помощник учителя в контрольном листе фиксирует количество баллов.

Ко второму туру допускаются 3 команды, набравшие большее количество баллов, выбываемая команда становится зрителями. В этом туре предлагается 3 вопроса, время обдумывания 20 с. В третьем туре участвуют 2 команды, каждой предлагается по 2 вопроса, время для обдумывания 15 с.

В конце урока подводятся итоги игры.

Каждому игроку команд,ы, зрителю в зависимости от набранных баллов и жето­нов выставляется оценка.

Примерные вопросы для игры.


тур

команда

Каковы условия закаливания?

Какую роль играет деятельность потовых желез в регуляции температуры тела?

Какие функции выполняет кожа?

команда

Какие образования кожи играют выделительную функцию?

Какие меры первой помощи надо оказать человеку при перегревании?

Почему одежда защищает человека от холода и жары?

команда

Прочему перед началом закаливания рекомендуют вылечить больные зубы?

Какое значение для человека играет постоянная температура тела?

В чем выражается защитная роль кожи.

команда

Какова роль кровеносных сосудов кожи в поддержании постоянной темпе­ратуры тела?

Почему вредно долго загорать?

Какие ткани образуют кожу?

тур

команда

Почему на морозе человек согревается, если начинает двигаться?

Почему в жаркую погоду человек больше пьет?

Человек испытывает неудобства, если он надевает тесную обувь. К каким пос­ледствиям может привести тесная обувь зимой?

команда

Почему на коже могут развиваться патогенные микроорганизмы?

Каковы функции подкожной жировой клетчатки?

Почему пьяный человек на холоде может замерзнуть быстрее, чем трезвый.

команда

Какие изменения в организме вызывает солнечное облучение?

Каковы последствия неумеренного пользования водными процедурами?

Почему одежда должна быть сухой?

тур

команда

Если поместить человека в бассейн, температура воды которого достигает 50°- 60″С, то произойдет перегревание организма вплоть до ожогов кожи. Почему же при температуре воздуха 50-60 °С человек не получает ожогов?

При проверке у учащихся кожной чувствительности замечено, что раздраже­ния острием измерительного прибора в одних местах ощущается как прикос­новение, в других – как укол, в-третьих – как тепло или холод. Дайте объяс­нения этому явлению.

команда

Нормапьная температура тела человека равна 36,6 °С. Однако нам не холодно, когда температура воздуха 18 °С, и очень жарко, когда она равна 30 °С. В воде же наоборот, при 30 °С человек чувствует себя нормально, а при 18 °С – ему холодно. Объясните этот парадокс.

Изучение новой темы

Известно, что каждый организм в природе рано или поздно гибнет – от других организмов, от болезней или просто от старости. Однако, несмотря на это, более

или менее крупные группы особей (например, популяции или виды) могут сущест­вовать на протяжении довольно длительного времени.

Объясните, почему?

Корень «множ» в слове «размножение» указывает, что этот процесс направлен на увеличение количества. Это одно из фундаментальных свойств живого – воспроиз­ведение себе подобных. Даже мельчайшие неклеточные структуры – вирусы, пусть и не самостоятельно, а с помощью клетки-хозяина, тоже размножаются.

В ходе эволюции за миллиарды лет в природе возникло несколько основных пу­тей или способов размножения.

Подумайте и назовите эти формы размножения.

В ходе беседы с учащимися на доске заполняется схема.

Учитель задает классу вопросы: какой способ размножения – бесполый Или поло­вой – наиболее распространен в природе, как у растений, так и у животных?

Почему именно половой способ размножения более прогрессивный в орга­ническом мире?

Чтобы ответить на последний вопрос, учитель предлагает вспомнить основные черты полового размножения растений и животных.

Демонстрируется таблица «Схема двойного оплодотворения у покрытоименных растений».

Фронтальная беседа по вопросам:

Какие клетки развиваются в семязачатках и пылевой трубке?

Как называется процесс слияния мужской и женской половых клеток?

Что образуется в результате этого процесса?

Что такое зигота?

-Что происходит с зиготой в дальнейшем?

Затем демонстрируется таблица «Оплодотворение хордовых».

Чьи признаки наследует развивающийся зародыш?

—Какое это имеет значение в природе?

Вспомним особенности полового размножения у позвоночных животных. В ходе беседы учащиеся заполняют в тетрадях таблицу.

[1] Урок на основе урока Г. Н. Хомяк, учителя биологии Красносельского музея С.-Петербургской акаде­мии права и бизнеса // «Биология в школе» № 2,1999 г.

[2] А. В. Жижин «Биоком» – дидактическая игра // «Биология в школе» № 5 — 1994 г., с. 32-34.