Цели: знакомить учащихся с поэзией Николая Рубцова; учить детей бережно, чутко относиться к родной природе, родным местам, родным людям; учить понимать смысл произведения, проникать в глубину его замысла.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Несколько человек выразительно читают стихотворение Д. Б. Кедрина «Бабье лето», после чего учащиеся зачитывают свои мини-сочинения на тему «Пора бабьего лета». Ученики оценивают работы друг друга, называют самое интересное сочинение, самое оригинальное, самое весёлое и т. д.
Физкультминутка
III. Изучение нового материала.
Подготовка восприятия учащихся.
– Завершают поэтическую тетрадь стихи Николая Рубцова.
Николай Рубцов родился в глухой вологодской деревне и рано остался сиротой. Главное в его стихах – родная природа, которую он ощущал как тайну. Несмотря на то что поэт уехал в город, стал городским жителем, его родина – это деревня, и его стихи – это повествование о глухом, нетронутом уголке России, это рассказ о земле с её деревенскими жителями, о широком, необъятном просторе. Может быть, именно поэтому в последние годы жизни поэт не расставался с томиком стихов Ф. И. Тютчева.
Учитель читает стихотворение Николая Рубцова о родном крае: родной деревне, родной реке, родной роще. Оно называется «Сентябрь». Учитель читает стихотворение.
– Каким настроением наполнено стихотворение?
– Какие слова звучат наиболее пронзительно? Прочитайте их.
– Что роднит оба стихотворения Николая Рубцова?
– Прочитайте стихотворение так, как вы его понимаете.
IV. Итог урока.
– Чему научил вас урок?
– О чём заставил задуматься?
Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворения Н. М. Рубцова «Сентябрь» (с. 119, часть 2-я).