Цель: расшир я ть представление о красоте человека через осмысление понятия «красота души».
Задачи:
– раскрытие значения понятия «красота человека»;
– развитие стремления стать красивым человеком в истинном смысле этого понятия;
– воспитание эстетического восприятия действительности.
Круг радости
Учитель приглашает учеников войти в круг, высказывая свое понимание красоты. Начать рассуждение можно, например, так: «В моем понимании красота – это …», «Я понимаю под красотой…». Далее учитель предлагает прочитать стихотворение одному из учеников.
Давид Самойлов
Она как скрипка на моём плече.
Что знает скрипка о высоком пенье?
Что я – о ней? Что пламя – о свече?
И сам Творец – что знает о творенье?
Ведь высший дар себя не узнаёт.
А красота превыше дарований.
Она себя являет без стараний
И одарять собой не устаёт.
Особое внимание детей следует обратить на строчки: «А красота превыше дарований. Она себя являет без стараний И одарять собой не устаёт». В них заключена идея о том, что истинная красота всегда видна, а созерцание её – истинный подарок для окружающих. В чём же суть красоты? Этот вопрос является переходным к беседе.
Беседа
В ходе беседы учащиеся рассуждают, высказывают свои мысли, вспоминают эпизоды из своей жизни, прочитанных художественных произведений, связанные с понятием «красота». Для проведения беседы в качестве опорных используются вопросы, представленные в рубрике учебника «Размышляем, беседуем».
Вопрос 1 не вызовет затруднений у учащихся, так как начальные представления о красоте заложены в начальных классах. Вопрос 2 предполагает разговор об имеющемся опыте общения с красотой, причем речь может идти и о картинах природы, и о произведениях искусства и о многом другом. Анализируя вопросы 3, 4 важно подчеркнуть, что влияние красоты на жизнь человека трудно переоценить, потому что она поднимает настроение, вызывает в душе добрые чувства, а иногда даже возрождает человека к жизни. В вопросе пятом заложена мысль о рукотворной красоте, то есть о том прекрасном, что создаёт человек. Вопрос шестой поможет учащимся задуматься не только о примерах из жизни других людей, но и своём личном опыте, когда после отдыха на природе захотелось, например, написать пейзаж, стихотворение или после посещения спектакля создать себе необычный наряд в стиле костюма понравившегося героя.
В чем проявляется красота?
Наслаждались ли вы созерцанием красоты? Расскажите об этом.
Каково значение красоты в жизни человека?
Как красота влияет на нравственное становление человека?
Что значит «творить красоту»?
Можете ли вы привести примеры, когда красота повлияла на творчество человека?
Чтение
Для развития представлений ребят о красоте, для расширения их понимания о ней учитель предлагает прочитать рассказ Ю. Яковлева «Разбуженный соловьями». Первую часть рассказа он предлагает прочитать поочередно нескольким ученикам.
Разбуженный соловьями
Юрий Яковлев
І
Когда в лагере говорили «Селюжёнок», ребята усмехались в предчувствии новых происшествий, а для взрослых это слово звучало как сигнал тревоги и предвестник неприятностей. Этот сигнал-предвестник начинал звучать с самого утра и не утихал до отбоя. Во всех уголках лагеря только и слышалось:
– Селюжёнок, заправь койку!
– Селюжёнок, вымой уши!
– Селюжёнок, перестань барабанить ложкой по тарелке!
Какие только грозные предупреждения и сердитые возгласы не следовали за словом «Селюжёнок»! За неделю лагерной жизни на него был истрачен весь запас восклицательных знаков.
Лицо у Селюжёнка непроницаемое. Слова не то что отскакивали от него, как горох, они как бы проходили насквозь, не оставляя никаких следов. Когда мальчика ругали, он не морщился, не дергал плечом и не опускал глаза – он улыбался своим мыслям. Взрослым казалось, что мальчишка насмехается над их словами. Они теряли самообладание, надрывали голоса. Но Селюжёнок был надежно защищен от их гнева своей невозмутимостью.
Селюжёнок тащил всё, что плохо лежало. Он хватал ленточки для кос, карандаши, носовые платки, перочинные ножи. Он был похож на сороку, которая несет в своё гнездо ненужные для неё вещи. Сорочьим гнездом была тумбочка Селюжёнка. Нет, он никогда не ел чужие сладости и не присваивал деньги. Все, что попадалось ему в руки, оставалось без всякого применения и не приносило никаких благ.
Никто не знал, что творится в душе у этого маленького колючего человечка. Нельзя было определить, весел он или печален, доволен жизнью или обижен. Он был всегда одним и тем же. Он был неразрешимой загадкой, задачкой, которая всегда не сходится с ответом.
Чашу терпения взрослого населения лагеря переполнил случай с пластилином. В один прекрасный день руководительница изокружка обнаружила, что в студии пропал большой кусок зеленого пластилина: весь запас кружка лепки. Сомнений не было: это мог сделать только Селюжёнок. Расстроенная Татьяна Павловна в отчаянии прибежала к начальнику лагеря. Она не назвала имя похитителя пластилина, но начальник лагеря безошибочно определил, о ком шла речь.
– Позвать Селюжёнка! – крикнул он дежурному, и настроение его сразу начало портиться.
Через несколько минут на пороге кабинета уже стоял виновник очередного происшествия. Он стоял и молча смотрел на начальника.
– Селюжёнок! – в голосе начальника лагеря звучали недобрые нотки. – Что ты молчишь? Отвечай, зачем ты взял пластилин?
– Я не брал, – спокойно ответил Селюжёнок.
– Смотри! У тебя все руки в пластилине!
– Это не пластилин. Это грязь.
– Я тебя последний раз спрашиваю: ты брал пластилин?
В этом вопросе не было никакого смысла. Всё было ясно. Селюжёнок молчал. Он стоял перед разгневанным начальником и следил глазами за мухой, которая ползла по стене. В эту минуту у похитителя пластилина не было более важного дела.
– Иди! – закричал начальник.
Селюжёнок попрощался глазами с мухой и направился к двери.
Задание
Цель данного задания по І части рассказа – дать учащимся возможность потренировать навыки участия в дискуссии на базе литературного текста.
Прочитайте I часть рассказа Ю. Яковлева «Разбуженный соловьями». Ответьте на вопросы.
Почему автор называет Селюжёнка «неразрешимой загадкой»?
Какие чувства вызывает у вас описание Селюжёнка, данное автором?
Мог ли Селюжёнок взять пластилин? Почему вы так думаете?
Встречались ли вам похожие на Селюжёнка сверстники?
Учителю следует обратить внимание на второй вопрос, так как здесь присутствует эмоциональный аспект. Читателям трудно описать своё отношение к герою рассказа, так как пока мнение о нём высказывают окружающие и автор, а сам Селюжёнок не раскрылся в поступке. Тем интереснее для учащихся будет предстоящая встреча с ним, когда героя можно будет наблюдать в действии.
Чтение
Вторую часть рассказа рекомендуется прочитать учителю или хорошо подготовленному ученику, так как она не содержит диалогической речи и является описанием меняющегося эмоционального состояния героя.
ІІ
Он спал крепко, как обычно спят люди с чистой совестью. Во сне он ничем не отличался от других ребят. Селюжёнок засыпал, и в лагере выключался источник беспокойства и неприятностей. Взрослые облегченно вздыхали.
В эту ночь, в нарушение всех правил, Селюжёнок вдруг проснулся. Не тревожные думы подняли среди ночи похитителя пластилина. Он проснулся от свиста.
Селюжёнок сел на постели и огляделся. Никого рядом не было. А свист не утихал. Это был не простой свист. Он то замирал, то звучал с новой силой. В нём билась и клокотала картавая горошина. А порой слышалось частое пощёлкивание, будто кто-то рубил свист на мелкие кусочки.
Это пели соловьи.
Селюжёнок рассердился на птиц, которые не давали ему спать. Он на ощупь отыскал брюки, натянул их и бесшумно подошел к окну. В кармане лежал тяжелый камень. Селюжёнок зажал его в кулак и легко перемахнул через подоконник.
Соловьиный оркестр умолк. Теперь пел только один соловей. К нему с камнем в руке шёл Селюжёнок.
Теперь соловей пел так громко, что было удивительно, как он не разбудил всех ребят. Селюжёнок подошёл к дереву и запрокинул голову. Напрягая зрение, он стал всматриваться в густые тёмные ветки. Соловей пел рядом, но его не было видно, словно он надел шапку-невидимку. Звуки падали из его горлышка чистыми, хрустальными каплями. И хотелось подставить руку, чтобы поймать хоть одну такую каплю. Поющие капли сливались в одну серебристую нить, которая тянулась к разбуженному мальчику.
Селюжёнок стоял под деревом, затаив дыхание. Он забыл про камень и не шевелился, потому что боялся неосторожным движением порвать серебряную нить.
Он стоял до тех пор, пока краешек неба не стал светлеть. Соловей разбудил мальчика, а сам уснул. Но его свист всё ещё звенел в ушах. Может быть, Селюжёнок выучил соловьиную песню наизусть и теперь напевает сам себе?
Селюжёнок обрадовался рассвету: теперь ему удастся хоть взглянуть на соловья. Но сколько он ни вглядывался в сплетение ветвей, увидеть соловья так и не смог.
Он вспомнил о камне и почувствовал, что камень в его кулаке потеплел и стал мягким. Он разжал кулак и удивился: это был вовсе не камень, а кусок зеленого похищенного пластилина. Остаток. Селюжёнок взвесил его на ладони и стал мять. Пластилин стал совсем податливым. И мальчику неожиданно пришло в голову слепить соловья. Он принялся за дело. Сначала его пальцы были неловкими, деревянными, но постепенно потеплели, разошлись и стали передавать пластилину то, что им приказывал мальчик.
Он лепил соловья таким, каким, ему казалось, должен быть исполнитель беспокойных ночных песен. Соловей оживал в руках мальчика. Он был зеленым. У него была узкая голова и большие распростёртые крылья.
Селюжёнок посмотрел на соловья и улыбнулся. Ему показалось, что он сделал открытие – своими руками создал птицу-певца, и она молчит лишь потому, что время песен прошло и небо поднялось с земли высоко, до самых облаков.
Задание
Во ІІ части рассказа автор выделяет духовное преображение Селюжёнка, вызванное пением соловья. Поэтому вопросы 1-4 составлены по тексту. Вопрос 5 обращён к личному опыту учащихся. Для учащихся не представит труда вспомнить одну из встреч с природой и поделиться впечатлениями от увиденного.
Прочитайте ІІ часть рассказа. Ответьте на вопросы:
Как автор описывает пение соловья?
Какое впечатление произвело на Селюжёнка пение соловья?
Почему камень в руках Селюжёнка потеплел и стал мягким?
Как пение соловья побудило мальчика к творческому открытию?
Случалось ли вам встречаться с подобной красотой? Расскажите об этом.
Чтение
Чтение третьей части можно осуществить по ролям. Учащиеся читают за автора, за Татьяну Павловну, ребят, пришедших на выставку.
III
Утром Селюжёнок показал соловья руководителю изокружка Татьяне Павловне. Сначала она готова была схватить маленького похитителя пластилина за плечи и вытолкать его из мастерской, но потом взяла из рук мальчика его работу и стала внимательно её рассматривать, словно искала в ней то, что было незаметно с первого взгляда.
Она всё еще не могла разобраться, что же всё-таки произошло с этим мальчиком, чьё имя внушало всем лагерным работникам неприязнь. Но она догадалась, что ночные соловьи разбудили в душе мальчика нечто такое, о чём никто даже не подозревал. Она сказала:
– Ты приходи, будешь учиться лепить.
Никто не заметил, что произошло с Селюжёнком с той ночи, когда его разбудили соловьи. Вот если бы у него изменились глаза, или нос, или уши, это бы сразу заметили. А когда меняется что-то внутри, разглядеть трудно.
Да, собственно, ничего в нём не изменилось, просто у человека появился в жизни интерес. Ему расхотелось тащить всё, что попадается под руки. Он сбросил с себя старую, негодную шкурку и стал самим собой.
Ежедневно он приходил в художественную студию, садился за стол и лепил собак, оленей, козликов.
Вскоре в лагере открылась выставка работ юных художников. Любопытные зрители толпились в художественной студии и нетерпеливо разглядывали работы своих товарищей. Никогда ещё в студии не было так шумно. Здесь вспыхивали горячие споры об искусстве, и каждый отряд горой стоял за своих художников.
И вдруг кто-то крикнул:
– Смотрите, Селюжёнок вылепил соловья!
Это известие произвело на