Урок 66. Обобщающее повторение «Западной зоны»

0
889
фотошоп

Цели: Закрепить знания об экологических районах европейской части России. Определить общие черты и черты различия экономических районов. Повторить тер­мины и понятия, закрепить знания номенклатуры по районам Европейской части. Проверить уровень усвоения знаний по Западной зоне.

Оборудование: Политико-административная, физическая, карта плотности насе­ления России, экономические карты районов, картины ландшафтов территорий.

Ход урока

Организационный момент

Учащиеся рассаживаются по группам, в каждой группе по 4-5 человек, один из учеников – консультант. В группах – учащиеся, которые дома готовили характери­стику какого-либо одного района:

группа – Центральная Россия (Центральный, Центрально-Черноземный или Се­

веро-Западный район);

группа – Северный район;

группа – Северный Кавказ;

группа – Поволжье;

группа – Урал.

Проверочная работа

На столах таблички с названиями экономических районов (регионов). Например, «ПОВОЛЖЬЕ». Группы готовятся 5-7 минут, обсуждая основные вопросы плана характеристики района:

Основные МОК или отрасли специализации и проблемы этих отраслей.

Проблемы района.

Благоприятные для жизни людей территории.

Санаторно-курортные зоны и рекреационные районы.

По ходу выступления группы все учащиеся заполняют таблицу:

Учащиеся могут выступать все сразу, либо выступает делегат от группы или консультант группы. Учитель также может сам выбрать отвечающего. Перед высту­плением учащиеся вытягивают свой вариант ответа (жребий). На ответ отводится 2 минуты. На дополнение группы 1 минута и 1-2 минуты на запись данных в таблицу.

Затем учитель предлагает всем подойти к столам, взять карточку с указанной чертой одного из районов, и пока учитель считает (1, 2, 3,4, 5) до пяти, встать у сто­ла с табличкой экономического района, к которому относится признак. Затем уча­щиеся читают признаки района по своим карточкам. Ошибки учитель указывает.

Примеры вопросов на карточках:

Самый многонациональный район.

На территории района металлургия представлена заводами в г. Нижнем Таги­ле, Магнитогорске, Челябинске, Нижнем Троицке.

В состав района входят 7 республик.

Район граничит с Норвегией и Финляндией.

Лесная и рыбная промышленности – отрасли специализации.

Район имеет «полуанклав» – Калининградскую область.

На территории района ведется добыча алмазов.

Отрасль специализации – АПК.

Автомобилестроение и авиастроение – ведущие отрасли машиностроения.

Проблема района – наводнения.

Главный центр района – второй по значению и численности город России.

Отсюда начинается Северный Морской путь.

Гидроэнергетика – отрасль специализации.

КМА – крупнейшее месторождение железной руды.

Самый южный район.

В состав района входят Карелия, Коми.

Для района характерен отток населения.

Соликамск и Березняки – центры производства калийных удобрений.

Отрасли специализации: точное машиностроение, химическая и текстильная промышленности.

Через города района проходит маршрут «Золотое кольцо».

Проблема района – политическая нестабильность.

Липецк и Старый Оскол – центры черной металлургии.

В состав района входят 12 областей.

В XVIII-XIX вв. были развиты кустарные и отхожие промыслы.

Осью района является Волга.

Вы живете на территории этого района.

Это основной рекреационный район России.

Учащиеся 5 раз берут карточки и встают к нужному (подходящему) району. Ка­ждый раз все зачитывают свои карточки по очереди.

Учитель объявляет, например: «Урал – зачитываются признаки, относящиеся к Уралу». Неверные признаки учитель указывает и отмечает у себя. По итогам урока выставляются оценки. Те учащиеся, которые не справились со второй частью рабо­ты, готовятся по таблице.

Оценка за урок может быть средняя по 3 работам:

Работа в группе и оценка за отчет группы.

Работа по заполнению таблицы.

По классификации признаков по экономическим районам.

Домашнее задание

Индивидуальное задание для тех учеников, кто получил неудовлетворительную оценку за урок. Подготовить ответы на вопросы типа «Что это и где находится?».

КМА – это … (месторождение железной руды в ЦЧР).

Карелия – это … (республика в составе Северного района).

Череповец – это … (город в Северном районе, центр черной металлургии).

Соликамск – это … (центр производства калийных удобрений на Урале).

Костомукша – это … (месторождение железной руды в Карелии).

Мурманск – это … (крупный порт – начачо СМП).

Нижний Тагил – это … (центр черной металлургии на Урале).

Тольятти – это … (центр автомобилестроения в Поволжье).

Набережные Челны – это … (город с автозаводом КамАЗ в Поволжье).

Воркута – это … (центр Печорского угольного бассейна).

Плесецк – это … (космодром в Архангельской области).

Определите экономический район Западной зоны по набору характеристик.

1.

а) на востоке района находятся месторождения угля, нефти и газа;

б) имеются крупные запасы лесных ресурсов;

в) на юге района – область, которая славится производством масла;

г) на северо-западе района находится незамерзающий порт.

2.

а) отрасль специализации – гидроэнергетика;

б) АПК имеет важное значение;

в) машиностроение специализируется на выпуске автомобилей, троллейбусов, самолетов;

г) на юге района открыто крупное газоконденсатное месторождение.

3.

а) район имеет выгодное ЭГП;

б) район беден природными ресурсами;

в) основная отрасль – машиностроение;

г) значительная часть населения района проживает в городе-миллионнике.

4.

а) район отличается многонациональным составом населения;

б) население размещается неравномерно;

в) высокая плотность сельского населения;

г) АПК и рекреационное хозяйство – ведущие отрасли хозяйства.

5.

а) богатые минеральные ресурсы;

б) металлургическая база – старейшая в стране;

в) развито тяжелое машиностроение;

г) основная проблема – экологическая.

6.

а) в XVIII веке район был «диким полем»;

б) находится крупное месторождение железной руды;

в) АПК – отрасль специализации;

г) проблема рекультивации почвы.

7.

а) отрасли специализации: точное и наукоемкое машиностроение, хими­ческая промышленность, текстильная;

б) занимает 1 место по численности населения;

в) имеет мощную научную базу;

г) район беден природными ресурсами.

8.

а) имеет приморское положение;

б) богат лесными ресурсами;

в) слабо развита транспортная сеть;

г) развита рыбная промышленность.

8.

а) на порожистых реках созданы небольшие ГЭС;

б) на западе района развита горнодобывающая промышленность;

в) реки используются для сплава леса;

г) найдены месторождения алмазов.

10.

а) плодородные почвы;

б) водная проблема;

в) политическая нестабильность;

г) район имеет избыток трудовых ресурсов.

11.

а) самый маленький по площади;

б) имеется крупный порт;

в) проблема – наводнения в крупн