Урок 62. Органьв равновесия, мышечного и кожного чувства, обоняния и вкуса

0
949
информация

Цель урока: продолжить конкретизацию понятия анализатор; сформировать зна­ния о значении каждого из анализаторов в жизни человека, об их взаимодействии и таимном контроле; формировать умения делать выводы о связи между строением и функциями органов чувств.

Оборудование: таблицы «Слуховой анализатор», «Обонятельный и вкусовой ана­лизаторы»

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Ответьте на вопросы.

При стрельбе, при взрыве рекомендуется открывать рот. Почему?

В этих случаях мощная звуковая волна ударяет с большой силой в барабанную пере­понку и может порвать ее. С целью выравнивания давления на барабанную перепонку с внешней и внутренней сторон рекомендуется открывать рот к моменту, когда про­изойдет выстрел или взрыв. Выравнивание давления на барабанную перепонку обеспе­чивается слуховой (евстахиевой) трубой, которая соединяет область среднего уха с носоглоткой.

Ритмические колебания жидкости в улитке уха, возникающие под влиянием музыки, рефлекторно повышают тонус мышц. Почему под музыку приятно идти, делать гимнастику, танцевать?

Ритм делает движения точными. Если тонус мышц повышается, то все движения облегчаются, утомление наступает медленнее.

Сильный шум отрицательно влияет на нервную систему, вызывает переутом­ление, бессонницу, психические заболевания. Какие меры можно предло­жить, чтобы уменьшить воздействие шума человека?

Индивидуальные защитные средства от шума на шумных производства – беруши; использование при строительстве различных объектов звукоизолирующих и звукопог-

лотительных материалов; замена шумного транспорта бесшумным; увеличение зелени в городах, так как деревья заглушают шум; звукоизоляция машин на производстве и автоматизация шумовых процессов; соблюдение тишины в общественных местах.

Выполните тестовые задания «Выберите правильные суждения». (Выполняют все.)

Орган слуха распложен в височной кости и состоит из наружного, среднего и внутреннего уха.

Наружное ухо состоит из слуховой трубы и ушной раковины.

Наружное ухо улавливает и проводит звуковые колебания.

Барабанная перепонка находится на границе между задним и внутренним ухом.

Наружный слуховой поход заканчивается барабанной перепонкой.

Среднее ухо соединено с носоглоткой с помощью слуховой трубы.

Слуховые косточки среднего уха срастаются друг с другом.

Слуховые косточки – это рецепторы слухового анализатора.

Внутреннее ухо представляет собой системы полостей и извитых канальцев.

Полость внутреннего уха заполнена воздухом.

Зона слуховой чувствительности расположена в височной доле коры боль­ших полушарий.

Звуковая волна превращается в органе слуха в колебания жидкости и затем в нервный импульс.

В слуховом анализаторе различают отдела наружное, среднее и внутреннее ухо.

Чувствительный аппарат уха — коришев орган.

Постоянные громкие шумы вызывают потерю эластичности барабанной пе­репонки.

Ответы: 1, 3, 5, 6, 9, 11, 12, 14, 15.

Изучение нового материала

Актуализация опорных знаний.

Объясните значение термина:

Анализатор – сенсорная система (от лат. sensus — «чувство», ощущение»).

Термин введен И.П. Павловым и обозначает совокупность чувствительных об­разований и отделов нервной системы, обеспечивающих восприятие и анализ раз­дражителей, действующих на организм.

Анализатор состоит из 1) рецепторного органа, воспринимающего стимулы; 2) не­рвных путей, передающих информацию о стимуле в виде нервных импульсов в цен­тральную нервную систему; 3) мозговых центров, включающих те отделы нервной системы, где происходит дальнейшая обработка и преобразование информации).

В настоящее время вместо понятия анализатор чаще используют термин «сенсор­ная система» (открывается запись на доске).

Что такое ощущение?

<*> Ощущение – элементарное психическое состояние, возникающее непосредс­твенно при действии раздражителей на органы чувств.

Учитель. Ощущения являются источником наших знаний о внешнем мире. Они являются основными каналами, по которым информация о явлениях внешнего мира доходит до мозга, давая человеку возможность ориентироваться в окружаю­щем мире.

Какие бывают ощущения?

Классификация ощущений.

Ощущения, возникающие от раздражений, воздействующих из внешнего мира через экстерорецепторы — экстерорецептивные: зрительные, слуховые, обонятель­ные, осязательные, вкусовые. Они отражают свойства окружающих нас предметов и внешних явлений.

Раздражения из внутренней среды, воздействующие через интерорецепторы (таковы, например, рецепторы кровеносных сосудов, реагирующие на изменение кровяного давления и содержания веществ в крови), дают ощущения о нарушении работы внутренних органов. Такие ощущения называют интерорецептивными или органическими.

О всяком изменении положения нашего тела, о переходе его из вертикального в сидячее и горизонтальное состояние о движении конечностей или об утрате рав­новесия сигнализируют проприорецепторы, которые расположены в мышцах, свя- чочном аппарате и вестибулярном аппарате. Ощущения положения собственного т ела называют проприорецептивными. Сами органы называют органом мышечного чувства или мышечно-суставного чувства) и орган равновесия.

Если раздражитель вызывает возбуждение рецепторных образований лишь при непосредственном соприкосновении с ними, их называют компактными. Ощуще­ния, возникающие при этом называются также контактными.

Если же рецепторы обладают способностью приходить в состояние возбуждения при дейс+вии раздражителей, распложенных на расстоянии, их называют дистант­ными. Также называют и ощущения, возникающие при этом.

Схема. Классификация ощущений

I сЮСМОТрИМ ОСООСНгЮСЛИ СЛриСНИЯ И фуНКЦИиНИреШапИЯ UpidHUu pdbHUbCUHM,

мышечного и кожного чувства, обоняния и вкуса.

Организуется работа в группах по 5 человек.

► Актуализация жизненного опыта (реконструкция прежнего знания и прежнего опыта учащихся).

Каждый ученик по своей теме записывает на левой половине страницы известную ему информацию, а на правой – вопросы, ответы на которые интересно было бы узнать.

Обоняние

!наю, что…

Не знаю, но интересно узнать

(Темы: Обоняние, осязание, вкус, равновесие, мышечное чувство.)

После индивидуальной работы по актуализации жизненного опыта, учащиеся об­ращаются к тексту учебника (§ 52, Уч. Б.: § 60, Уч. К), знакомятся с темой, анализи­руют свои записи и отмечают:

плюсом «+» ту информацию, которая подтвердилась;

минусом «-» ту, которая не подтвердилась;

кружочком – вопросы, на которые они получили ответы при чтении параг­рафа;

– галочкой V — вопросы, которые они хотели задать учителю.

На следующем этапе урока проводится внутригрупповая социализация: каждый ученик знакомит группу со своей темой. После этого группа проводит ревизию воп­росов и выбирает наиболее интересные из них.

IV. Закрепление изученного материала

Работа в группе. Разгадайте кроссворд Кроссворд «Органы чувств»

По горизонтали’.

Одно из внешних чувств человека и животного, органом которого является глаз.

Совокупность чувствительных образований и отделов нервной системы, обеспечивающих восприятие и анализ раздражителей, действующих на ор­ганизм.

Оптический прибор для коррекции зрения.

Наружный покров тела, в котором располагаются осязательные рецепторы.

Фоторецептор, обладающий очень высокой чувствительностью к свету и поэ­тому использующийся при сумеречном зрении.

Точка пересечения преломленных лучей после прохождения через оптичес­кую систему глаза.

Подвижная кожная складка, закрывающая глазное яблоко.

Одно из внешних чувств человека, органом которого служит слизистая обо­лочка языка.

12. Провитамин А, превращающийся в организме в витамин А (репсинол), ко­торый участвует в образовании зрительных пигментов.

15. Место («пятно») на сетчатке, где берет начало зрительный нерв.

18. Внутренняя оболочка глазного яблока.

У. Домашнее задание

Уч. Б.: § 60, термины, вопросы после параграфа.

Уч. К.: § 52, термины, статья «Основные положения главы 12».

Уч. Д.: §54 (55).

Подготовиться к зачету по теме «Органы чувств».