Цель урока: продолжить конкретизацию понятия анализатор; сформировать знания о значении каждого из анализаторов в жизни человека, об их взаимодействии и таимном контроле; формировать умения делать выводы о связи между строением и функциями органов чувств.
Оборудование: таблицы «Слуховой анализатор», «Обонятельный и вкусовой анализаторы»
Ход урока
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Ответьте на вопросы.
При стрельбе, при взрыве рекомендуется открывать рот. Почему?
В этих случаях мощная звуковая волна ударяет с большой силой в барабанную перепонку и может порвать ее. С целью выравнивания давления на барабанную перепонку с внешней и внутренней сторон рекомендуется открывать рот к моменту, когда произойдет выстрел или взрыв. Выравнивание давления на барабанную перепонку обеспечивается слуховой (евстахиевой) трубой, которая соединяет область среднего уха с носоглоткой.
Ритмические колебания жидкости в улитке уха, возникающие под влиянием музыки, рефлекторно повышают тонус мышц. Почему под музыку приятно идти, делать гимнастику, танцевать?
Ритм делает движения точными. Если тонус мышц повышается, то все движения облегчаются, утомление наступает медленнее.
Сильный шум отрицательно влияет на нервную систему, вызывает переутомление, бессонницу, психические заболевания. Какие меры можно предложить, чтобы уменьшить воздействие шума человека?
Индивидуальные защитные средства от шума на шумных производства – беруши; использование при строительстве различных объектов звукоизолирующих и звукопог-
лотительных материалов; замена шумного транспорта бесшумным; увеличение зелени в городах, так как деревья заглушают шум; звукоизоляция машин на производстве и автоматизация шумовых процессов; соблюдение тишины в общественных местах.
Выполните тестовые задания «Выберите правильные суждения». (Выполняют все.)
Орган слуха распложен в височной кости и состоит из наружного, среднего и внутреннего уха.
Наружное ухо состоит из слуховой трубы и ушной раковины.
Наружное ухо улавливает и проводит звуковые колебания.
Барабанная перепонка находится на границе между задним и внутренним ухом.
Наружный слуховой поход заканчивается барабанной перепонкой.
Среднее ухо соединено с носоглоткой с помощью слуховой трубы.
Слуховые косточки среднего уха срастаются друг с другом.
Слуховые косточки – это рецепторы слухового анализатора.
Внутреннее ухо представляет собой системы полостей и извитых канальцев.
Полость внутреннего уха заполнена воздухом.
Зона слуховой чувствительности расположена в височной доле коры больших полушарий.
Звуковая волна превращается в органе слуха в колебания жидкости и затем в нервный импульс.
В слуховом анализаторе различают отдела наружное, среднее и внутреннее ухо.
Чувствительный аппарат уха — коришев орган.
Постоянные громкие шумы вызывают потерю эластичности барабанной перепонки.
Ответы: 1, 3, 5, 6, 9, 11, 12, 14, 15.
Изучение нового материала
Актуализация опорных знаний.
Объясните значение термина:
Анализатор – сенсорная система (от лат. sensus — «чувство», ощущение»).
Термин введен И.П. Павловым и обозначает совокупность чувствительных образований и отделов нервной системы, обеспечивающих восприятие и анализ раздражителей, действующих на организм.
Анализатор состоит из 1) рецепторного органа, воспринимающего стимулы; 2) нервных путей, передающих информацию о стимуле в виде нервных импульсов в центральную нервную систему; 3) мозговых центров, включающих те отделы нервной системы, где происходит дальнейшая обработка и преобразование информации).
В настоящее время вместо понятия анализатор чаще используют термин «сенсорная система» (открывается запись на доске).
Что такое ощущение?
<*> Ощущение – элементарное психическое состояние, возникающее непосредственно при действии раздражителей на органы чувств.
Учитель. Ощущения являются источником наших знаний о внешнем мире. Они являются основными каналами, по которым информация о явлениях внешнего мира доходит до мозга, давая человеку возможность ориентироваться в окружающем мире.
Какие бывают ощущения?
Классификация ощущений.
Ощущения, возникающие от раздражений, воздействующих из внешнего мира через экстерорецепторы — экстерорецептивные: зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, вкусовые. Они отражают свойства окружающих нас предметов и внешних явлений.
Раздражения из внутренней среды, воздействующие через интерорецепторы (таковы, например, рецепторы кровеносных сосудов, реагирующие на изменение кровяного давления и содержания веществ в крови), дают ощущения о нарушении работы внутренних органов. Такие ощущения называют интерорецептивными или органическими.
О всяком изменении положения нашего тела, о переходе его из вертикального в сидячее и горизонтальное состояние о движении конечностей или об утрате равновесия сигнализируют проприорецепторы, которые расположены в мышцах, свя- чочном аппарате и вестибулярном аппарате. Ощущения положения собственного т ела называют проприорецептивными. Сами органы называют органом мышечного чувства или мышечно-суставного чувства) и орган равновесия.
Если раздражитель вызывает возбуждение рецепторных образований лишь при непосредственном соприкосновении с ними, их называют компактными. Ощущения, возникающие при этом называются также контактными.
Если же рецепторы обладают способностью приходить в состояние возбуждения при дейс+вии раздражителей, распложенных на расстоянии, их называют дистантными. Также называют и ощущения, возникающие при этом.
Схема. Классификация ощущений
I сЮСМОТрИМ ОСООСНгЮСЛИ СЛриСНИЯ И фуНКЦИиНИреШапИЯ UpidHUu pdbHUbCUHM, мышечного и кожного чувства, обоняния и вкуса. Организуется работа в группах по 5 человек. ► Актуализация жизненного опыта (реконструкция прежнего знания и прежнего опыта учащихся). Каждый ученик по своей теме записывает на левой половине страницы известную ему информацию, а на правой – вопросы, ответы на которые интересно было бы узнать. |
Обоняние |
|
!наю, что… |
Не знаю, но интересно узнать |
(Темы: Обоняние, осязание, вкус, равновесие, мышечное чувство.)
После индивидуальной работы по актуализации жизненного опыта, учащиеся обращаются к тексту учебника (§ 52, Уч. Б.: § 60, Уч. К), знакомятся с темой, анализируют свои записи и отмечают:
плюсом «+» ту информацию, которая подтвердилась;
минусом «-» ту, которая не подтвердилась;
кружочком – вопросы, на которые они получили ответы при чтении параграфа;
– галочкой V — вопросы, которые они хотели задать учителю.
На следующем этапе урока проводится внутригрупповая социализация: каждый ученик знакомит группу со своей темой. После этого группа проводит ревизию вопросов и выбирает наиболее интересные из них.
IV. Закрепление изученного материала
Работа в группе. Разгадайте кроссворд Кроссворд «Органы чувств»
По горизонтали’.
Одно из внешних чувств человека и животного, органом которого является глаз.
Совокупность чувствительных образований и отделов нервной системы, обеспечивающих восприятие и анализ раздражителей, действующих на организм.
Оптический прибор для коррекции зрения.
Наружный покров тела, в котором располагаются осязательные рецепторы.
Фоторецептор, обладающий очень высокой чувствительностью к свету и поэтому использующийся при сумеречном зрении.
Точка пересечения преломленных лучей после прохождения через оптическую систему глаза.
Подвижная кожная складка, закрывающая глазное яблоко.
Одно из внешних чувств человека, органом которого служит слизистая оболочка языка.
12. Провитамин А, превращающийся в организме в витамин А (репсинол), который участвует в образовании зрительных пигментов.
15. Место («пятно») на сетчатке, где берет начало зрительный нерв.
18. Внутренняя оболочка глазного яблока.
У. Домашнее задание
Уч. Б.: § 60, термины, вопросы после параграфа.
Уч. К.: § 52, термины, статья «Основные положения главы 12».
Уч. Д.: §54 (55).
Подготовиться к зачету по теме «Органы чувств».