Цели: продолжать знакомить учащихся с творчеством Б. С. Житкова; расширять кругозор учащихся; учить детей гуманному отношению к животным; работать над развитием мышления, речи учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Вы прочитали дома рассказы В. Бианки. Что нового вы узнали из них?
– Какие открытия сделали?
– Поделитесь своими открытиями с нами.
Учащиеся пересказывают или зачитывают (если произведение небольшое) рассказы В. В. Бианки. Дети могут также сочетать пересказ с выборочным чтением самых интересных отрывков.
– Какой из рассказов В. Бианки вам показался самым удивительным?
– Кого вы считаете сегодня лучшим рассказчиком? Почему?
Физкультминутка
III. Изучение нового материала.
1. Подготовка восприятия учащихся к изучению нового материала.
– Сегодня мы познакомимся еще с одной обезьянкой. А рассказал о ней Борис Степанович Житков.
Борис Житков был большим другом животных, прекрасно понимал их и очень любил. И животные это хорошо чувствовали своим безошибочным чутьем. Любовь к животным и давала Борису Степановичу способность так замечательно понимать и описывать их в своих рассказах.
Я, думаю, вы помните прекрасные рассказы Бориса Житкова «Храбрый утенок», «Как слон спас хозяина от тигра», которые мы читали во 2 классе. А сегодня мы узнаем «Про обезьянку».
2. Работа над произведением.
Учитель и учащиеся читают рассказ до слов: «Яшке устроили в корзинке постель…» (с. 90, часть 2-я).
– Понравился вам рассказ?
– Хотелось бы вам узнать, что будет с Яшкой дальше?
– Почему мальчик решил взять обезьянку у своего товарища? (Ему очень хотелось, чтобы у него было такое необычное животное – обезьянка.)
– Прочитайте, как об этом сказано в рассказе.
– Как повел себя Яшка в новой квартире, с новыми хозяевами?
– Какие факты подтверждают то, что Яшка был умной обезьянкой? (Когда мальчик попросил у Яшки лапу, тот протянул ему «свою ручку»; когда Яшка обиделся на отца мальчика, он решил его «проучить»: наломал со стенки известки, разложил по краям ступенек, а сам прилег, притаился на лестнице, как раз у отца над головой. И когда тот шел по лестнице, Яшка тихонько толкал «ножкой» штукатурку и так ловко примерял, что прямо отцу на шляпу; когда Яшку привязали однажды на ночь за жилет к ножке стола, он расстегнул пуговицы на жилете, удрал с привязи и забрался спать в кровать к мальчику.)
– А что в поведении Яшки вам не нравится?
IV. Итог урока.
– Что вам понравилось, запомнилось?
– О чем заставил задуматься урок?
Домашнее задание: перечитать прочитанную в классе часть рассказа Б. С. Житкова «Про обезьянку» (с. 83–90, часть 2-я), подготовить выразительное чтение наиболее понравившегося отрывка, подготовить краткий пересказ от 1-го лица.